Русская философия Х1Х-ХХ вв.

Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежут­ке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание де­кабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либе­ральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало ре­волюционно-демократического движения.

Значимым этапом русской философии был этап развития фи-лософско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали про­блемы движущих сил в историческом процессе, социальной структу­ры и ее развития, роли личности в истории.

Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев(1794-1856) — мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». (Прочитайте:Чаадаев П. Философические письма к даме. М., 2000.)

После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Основная тема философии Чаадаева — историческая судьба Рос­сии. Она явилась первым словом пробудившегося русского нацио­нального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполео.-• зм и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оцен­ка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от За­пада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социаль­но-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря: с одной стороны — религиозно-идеалистический, сла­вянофильский, реформистский, с другой — материалистический, ате­истический, западнический, революционно-радикальный.

Видными представителями западников1являлись А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев(1813-1877), М. А. Бакунин(1814-1876), В. Г. Белинский(1811-1848).

По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и боль­шим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.

Западники делали ставку на науку, демократию, утопический соци­ализм и революционное действие. В русскую философию они пыта­лись внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов2были А. С. Хомяков(1804-1860), И. В. Ки­реевский(1806-1856), К. С. Аксаков(1817-1860).

Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государ­ственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали правосла­вие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государ­ственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к за­падному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный поря­док, религиозные устои (представители: Н. Ф. Федоров(1828-1903), К. Н. Леонтьев(1831-1891)).

Представителями философского религиозного направлениябыли русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духов­ности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского(1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Forou.

Л. Н. Толстой(1829-1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам1. Он является автором философской докт­рины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточ­ных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство при­знается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни — в усовершенствовании.

Самый яркий представитель революционно-демократической фи­лософии XIX в. — Н. Г. Чернышевский(1828-1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считал, что при­рода развивается от низшего к высшему, а человек — биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществля-• ется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктри­ны Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая пред­почтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро — свойство, полезное большинству людей. Его соци­альные взгляды радикальны и утопичны: идеализировал крестьян­скую общину, а крестьянина считал главной революционной силой.

Основные тенденции русской религиозной философии2XIX в. впитала в себя философия В. С. Соловьева(1853-1900).

Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого су­щего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обуслов­лена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знани­ем», которое является органическим единством трех компонентов: тео­логии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверж­дающая тем самым конечную стадию истории — богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, -луки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и вы­являть зло, но и противостоять ему.

В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последо­вателями В. Соловьева: П. А. Флоренским(1882-1937), С. Н. Тру­бецким(1862-1905) и Е. Н. Трубецким(1863-1920), С. Н. Булгако­вым(1871-1944), C. JI. @panxou (1877-1950) u ap.

П. А. Флоренский,развивая на новом этапе идеи «философии все­единства», стремился обосновать ее не только религиозно-философски-чи положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Объективный мир Флоренский рассматривал как проявление неких исконных ду­ховно-материальных структур, первичных символов, организующих природу и культуру в формах «всеединства». Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов, сочетающую идеи совре­менного естествознания с религиозным мировоззрением, что и приво­дит его к созданию «конкретной метафизики» всеединства.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской фи­лософии характерно возникновение систем, характеризующихся ант­ропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Пробле­мы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уде­лялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, челове­ческой свободы и ответственности личности, соотношению боже­ственного и земного в человеке.

В этот период возникает философия русского космизма1,в кото­рой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с кос­мосом.

Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое — мистическо-теологическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), где пре­валирует установка «единство всего сущего», т. е. земного и небесного миров. Второе направление — естественно-научное (К. Э. Циолков­ский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Яркий представитель космизма — Н. Ф. Федоров(1828-1903) — основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. Основной вопрос его философии — найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустро­ить жизнь сообразно этой цели. Задача философии — объяснить мир и дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на ос­нове использования достижений науки и техники человечество долж­но включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

В. И. Вернадский(1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и че­ловека, обосновал переход биосферы в ноосферу.

К. Э. Циолковский(1857-1935) явился одним из первых теорети­ков освоения человеком космического пространства. Он считал кос­мос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости мате­рии. Составной частью философии Циолковского является «косми­ческая этика».

А. Л. Чижевский(1897-1964) — основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса.

В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитиев тру­дах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяева(1874-1948), С. Н.и Е. Н.Трубецких, С. Н. Булгакова.С. Л. Франкаидр.

Н. А. Бердяев— один из виднейших представителей русской рели­гиозной философии1. Он называет себя философом «экзистенциаль­ного типа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева — «позна­ние смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Проблема человека, философская антропология является центральным звеном его твор­чества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода — есть проявление божественной любви.

В Российской философии XX в. господствуют идеи марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. Российский марксизмотразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность — в практической направ­ленности на решение задач, связанных с изменением общественно--олитического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов1856-1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материа­листического понимания истории, исторической необходимости, сво-'оды, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противни­ком философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектиче­ского материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зре­ния выступают народные массы.

Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин(1870-1924). Он яв­ляется основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального раз­вития, связав их с практикой революционной деятельности, разработ­кой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обра­щается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризи­са в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение ма­терии, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма,исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимал­ся изучением политической системы, политической организации об­щества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в Рос­сии было советское времяв нашей истории (1917-1991). На этом эта­пе философия развивалась в рамках диалектико-материалистаческой концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую кри­тики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному че­рез противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в об­ществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной сво­боды. Конечной целью всей природной и социальной эволюции явля­ется достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей спра­ведливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения1.

В русской философии Х1Х-ХХ вв. можно выделить несколько фи­лософских направлений.