Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.

Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Пер­вые ратовали за самобытный путь развития России, вторые — за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.

Материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). В Рос­сии материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одна из особенностей марксизма в России — направленность на изменение обществен­но-политического строя.

Религиозная философия (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бер­дяев, П. А. Флоренский). Ведущими идеями русской религиоз­ной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Русский космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Фе­доров). Связан с идеей единства человека и космоса, с возможно­стью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагма­тизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивиду­альность и духовность. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис — измену гуманистическому духу философского сознания в целом.