Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классиче­ская философия отличается от неклассической?

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли ди­алектика Гегеля к принципу триадичности развития?

4. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте. К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное дей­ствительно». Можно ли считать, что в этом суждении содер­жится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

5. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следую­щие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимо­сти в разных контекстах.

♦ «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

♦ «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его суще­ства, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?

7. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гума­низмом?

8. Что означает в русской философской традиции категория «Все­единство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?

9. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и поче­му идея богочеловечества так занимала русских философов, ка­кой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христи­анство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, бого-звериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, боже­ственного и человеческого» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев).

11. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отво­дили России во всемирной истории? Каково будет место Рос­сии в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного под­хода?

 

♦ «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна под­чинить власть государства (царственную власть сына) автори­тету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подоба­ющее место общественной свободе (действию Духа)».

♦ «Евразия — это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евра­зия — это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобла­данием последнего».

♦ «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мис­тика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит ус­тройства своего земного града и устремлен к Граду Грядуще­му, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н. А. Бердяев, В.С. Соловьев, Г. Флоровский).