Философское учение о бытии

В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как воз­ник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он разви­вается и куда направлено его развитие — все это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с по­мощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются ка­тегории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литера­туре в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «ре-; альность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуще­ствование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, обще­ство и культура. В то же время все существующее имеет разные спосо­бы и формы существования. В этом заключается философский прин­цип многообразия мира.

Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксиру­ющей существование мира, человека и сознания — категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объ­единить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку — их существованию: природа и общество, люди и их действия, мысли и чувства существуют и образуют целостное единство мира.

БЫТИЕ — это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным и духовным.

Размышление о бытии не останавливается просто на естественном убеждении человека в существовании мира. Предметом раздумий ста­новятся такие вопросы, как прошлое, настоящее и будущее мира. Че­ловек в повседневной жизни может не обременять себя подобными вопросами, однако они необходимы для философской рефлексии. Философия осмысляет тему бытия в целом ряде категорий.

Понятие субстанция обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предме­тов и явлений. В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия. Некоторые филосо­фы считают равноправными оба начала бытия: и материальное, и иде­альное, — их называют дуалистами (от лат. Аио — два). В противопо­ложность дуализму позицию признания первичности одного из двух факторов, материального или идеального, называют философским мо­низмом (от греч. топоз — один).

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бы­тие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир созна­ния, мир идей.

Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживался, например, Гегель), и материалистическим, если субстанцией считает­ся материальное бытие (такое понимание представлено в философии Маркса). Позиция дуализма была выражена в философии Декарта.

Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».

МАТЕРИЯ — это философская категория, означающая первооснову ма­териального бытия.

СОЗНАНИЕ — это философская категория, означающая первооснову иде­ального бытия.

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между ма­териализмом и идеализмом. В истории философии синонимами кате­гории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «нео­душевленное вещество» и др.

Исторически первым было определение материи как основы веще­ственности, телесности. В этом понимании материя еще не противо­поставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц.

После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании стало противопоставлять­ся понятию «сознание» (дух). Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное жи­вому, активному, творческому духу. У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя является первоначалом всего суще­ствующего. Именно в качестве такого первоначала древнегреческие натурфилософы предлагали считать воду (Фалес), воздух (Анакси-мен), огонь (Гераклит).

В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появи­лась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т. е. не является субстанцией.

С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непрони­цаемость и др. Особое значение для определения материи имела фи­зическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств. Согласно учению Канта, мир как целое не может быть предметом разумного теоретического познания, он оказывается «вещью в себе». Важнейшей частью философского знания становится уже не онтоло­гия, а гносеология. Кант считал, что предметом философии должно быть изучение не природы, а познавательной деятельности субъекта. Учение Канта было шагом к устранению понятия материи из филосо­фии и к замене его понятиями пространства и времени как более со­держательными.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философ­ским определением материи. Естественнонаучное находится в посто­янном изменении в зависимости от развития науки. На основании до­стижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веще­ством. Современные представления о материи связаны с величайши­ми открытиями Х1Х-ХХ вв. во всех областях естествознания (Эйн­штейн, Максвелл, Планк). На рубеже Х1Х-ХХ вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеа­лизма.

В современной философии естествознания понятие материи утра­чивает свои определенные характеристики и становится бескачествен­ным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деть­ся: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот воп­рос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опира­ется на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из неко­ей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.

Формами существования материи являются пространство и время. Пространство характеризует сосуществование явлений, а время — их сменяемость. ПРОСТРАНСТВО— это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.

Основными свойствами пространства являются трехмерность, од­нородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направле­ниям).

ВРЕМЯ— это форма существования материальных объектов, характе­ризующаяся последовательностью и длительностью.

Важнейшими свойствами времени являются одномерность, необра­тимость, однородность.

Философское осмысление категорий пространства и времени пред­полагает решение проблемы их объективности: являются ли простран­ство и время объективно существующими реалиями или же представля­ют собой субъективные способы восприятия мира человеком. В истории философии были сторонники и той и другой позиции.

Если для обыденного восприятия пространство и время являются очевидными и привычными, то при философском их осознании воз­никают сложные вопросы. Их решение возможно лишь при использо­вании достижений современных наук как естественных, так и гумани­тарных.

Еще одним направлением философского анализа пространства и времени является проблема их абсолютности и относительности. После создания в начале XX в. общей теории относительности совре­менная наука считает пространство и время относительными катего­риями, зависящими от еще одного фактора существования материи — движения. Пространство и время, как формы существования материи, выводятся из движения как атрибут материи, выражающего способ ее существования.

ДВИЖЕНИЕ — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее спо­собности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философ­ская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, вза­имодействии и изменении, через которые она формирует свои объек­ты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного аб­солютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм ми­ровых часов, которые далее идут по своим собственным законам. Ге­гель источник движения видел во внутренней противоречивости яв­лений.

I Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы дви-

жения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс пред­ложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно раз­личные уровни движения материи, при этом качественное своеобра­зие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в свя­зи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе—пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей — электромагнитных, гра­витационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе— обмен веществ, процессы отражения, само­регуляции, управления и воспроизводства, экологические систе­мы и т. A.

3. Общественные формы движения материи— многообразие про­явлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи каче­ственно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую спе­цифику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерно­сти, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биоло­гическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь не­обходимыми, но не выступая в качестве специфических. Сущностной характеристикой сознания является его идеальность,которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, харак­терного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены зеса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность — это системная характеристика всего человеческого об­щества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» — его «незави­симость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с су­ществованием особого «мира идей», а Гегель — с мировым духом.

Представление об объективности сознания,кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски не­обыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе исто­рии независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, кото­рые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют неза­висимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Пра­вила языка, религиозные верования, нравственные представления, эс­тетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально,поскольку оно не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий спо­соб адаптациик среде путем изменения не внутреннего строения че­ловека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов — предков человека облегчало переход к груп­повому характеру человеческой деятельности), постоянной координа­ции действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сознание существует в знаково-символической форме.Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как систе­ма знаков. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители, без которых они невозможны. Другими словами, язык — это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.

Знаком или символом принято называть чувственный объект (пред­мет, явление), который является заместителем другого предмета (яв­ления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или симво­ле. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключаю­щаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называ­ют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с со­вместным знанием. Осознание окружающей действительности высту­пает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опере­жающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания,представляющего собой одно из качественных отли­чий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, со­знание имеет творческий характер, активно воздействует на окружа­ющий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема проис­хождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы, придерживающиеся материалистической трактовки, связывают появ­ление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосо-циогенезом (т. е. считают сознание «вторичным» по отношению к ма­терии). Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеали­стическое понимание сознания (т. е. его «первичность» по отношению к материи). Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо т сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, • зляется не сознание человека, а объективное до человека и независи-'.; л от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой газум», «Бог» и т. д. Уже отмечалось, что объективный идеализм абсо­лютизирует такую характеристику сознания, как его объективность.

Субъективные идеалисты считают, что мир существует в зависимо­сти от человеческого сознания. Они полагают, что мир — это лишь со­вокупность ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. В таком понимании также есть реальная основа: наше зна­ние — это не что иное, как идеальная (мыслительная) конструкция, которая во многом определяется особенностями познающего субъек­та. Если объективные идеалисты исходят из объективности сознания, то субъективные идеалисты — из его субъективности. Последователь­ный субъективизм приводит к солипсизму(от лат. зо1из — один и грзе — сам) — течению, согласно которому мир и остальные люди существу­ют только в сознании человека.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарождения фи­лософской мысли. Вопрос о первичности или вторичности сознания по отношению к материи принципиально неразрешим, ответ на не­го недоказуем и принимается в качестве базисного постулата фило­софских концепций (См. подробнее: 1.3. «Границы» философского зна­ния).

Философия различает индивидуальное сознание(духовный мир одной личности) и общественное сознание(духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изу­чения феномена сознания является определение его структуры. В со­временной научной литературе выделяют три основных сферы созна­ния: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сферасознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувствен­ных, сенситивных(от лат. зепзиз — чувство, ощущение) процессов тео­рия сознания относит ощущения, восприятия и представления, возни­кающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека. К области рационального(от лат. гаЫо — разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мыш­ление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сферасознания включает в себя все душевные пе­реживания, внутренние чувства человека. Кратковременные пере­живания называют эмоциями(от фр. етойоп — волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Ус­тойчивые, длительные переживания принято называть чувствами,или внутренними чувствами.К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сферасознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к дос­тижению целей называется волей.

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область под­сознания,в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. п., и область сверхсознания,к которому относят инту­ицию, озарение, совесть.

Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или про­блема источников сознания.

Под источниками сознанияпонимают те факторы, которые созда­ют, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важнейшим ис­точником сознания является внешний материальный мир, который оказывает основное влияние на развитие сознания. Вторым источни­ком сознания считается социокультурная среда, в которой формиру­ется сознание человека. Третий источник сознания — духовный опыт самого человека, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа).