Философское учение о познании

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», < Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?». Комплекс этих проблем занимает второе по важнос­ти место в структуре философского знания после проблем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят пробле­мы изучения видов, ступеней, форм познания, отношений между объек­том и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения лознания и практики. Основной проблемой гносеологии является про-олема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности по­знания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Еще одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все фило­софские течения можно разделить на два основных направления: гно­стицизм и агностицизм.

ГНОСТИЦИЗМ — философское учение, утверждающее, что мир позна­ваем. АГНОСТИЦИЗМ — философское учение о непознаваемости мира.______

Агностики(от греч. а — отрицательная приставка н&пож — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограничен­ных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим песси­мизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выра­жена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные по­нятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, — «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойствен­но лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на чело­веческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек позна­ет только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики(от греч. &по$г$ — знание) — это философы, утверждаю­щие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим опти­мизмом. Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции счи­тают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». В процессе развития познания и практической деятельности человек способен все шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто те­оретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агно­стицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, вклю­чает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и сту­пени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже го­ворилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания высту­пают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектом долгое время понимался просто отдельный по­знающий человек — ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником знаний яв­ляются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Фран­цузский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в исто­рии философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил назва­ние спора между эмпиризмом и рационализмом.