РАЦИОНАЛИЗМ — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посред­ством разума, который выступает его источником и критерием истин­ности.

ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее источни­ком познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает на­личие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследова­тель-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (об­щественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «трансцен­дентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объектив­ном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдель­ный человек, а все общество в лице индивидуального исследователя. В философии Маркса социальная природа познания была представ­лена в материалистической интерпретации: «бытие определяет созна­ние», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от рорм его социальной и экономической жизни.

В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления приве­ло к пониманию их опосредованности языком.

В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опыт­ное) ПОЗНаНИе И раЦИОНаЛЬНОе (лОГИЧРГКПр) птнмио. Чуостоогшос

познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступе­нями чувственного познания являются ощущения, восприятия, пред­ставления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кис­лый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимают­ся нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чув­ственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полу­ченной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание. Рациональное (от лат. гайо — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключе­ния. Элементарной единицей рационального мышления является по­нятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выра­жается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающего­ся в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индиви­дуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между пред­метами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все уча­щиеся в университете — студенты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключе­ние. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет, например, такое рассуждение:

«Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете.

Следовательно, я — студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию.

Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соот­ветствующее действительности, называют истиной. По своему содер­жанию истина объективна,т. е. независима от познающего ее субъек­та. По своей форме истина всегда субъективна,так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил про­блему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необхо­димость, но сама истина субъективна, поскольку является формой де­ятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предме­та. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все 'олылего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем

■стина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания.

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной исти­ной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в лроцессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и >точняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной ис­тиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с понима­нием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях. В теории познания обсуждается так­же соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна,абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и все­гда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятель­ствам.

Для дюггелБтгсти человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволя­ющего выявить объективную истинность знания. В истории филосо­фии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.

В современной философии выделяются три концепции истины:

♦ концепция соответствия, согласно которой истинными являют­ся высказывания, соответствующие действительности;

♦ когерентная концепция истины, в соответствии с которой выска­зывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

♦ прагматическая концепция истины, в которой истинность и лож­ность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими. (Прочитайте:Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000 (Глава 29. Обзор современной философии).)

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека дает главные аргументы для философского спора с агностицизмом.

ПРАКТИКА — это целенаправленная предметная деятельность по преоб­разованию действительности.