МЕТАФИЗИКА — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недо■■-■ лные для опытного познания принципы бытия, а также метод по­ения, рассматривающий предметы и явления как статичные (внут-:•: -не неизменные) и изолированные друг от друга.

Термин «метафизика» (от греч. теШ — после, ркузгка — физика) :: -.вился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, ~:рядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его тру-ца «о первых родах сущего» (по собственно философской проблема­тике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под : 1ним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал ;инонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до .ередины XIX в.

С ХУП-ХУШ вв., когда естествознание стало противопоставлять­ся философии (в первую очередь в методологическом плане), за сло­вом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозри­тельное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизи­ка приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значе­ние — «антидиалектический метод познания».

Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части ко­торого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на ХУП-ХУШ вв., рас­цвет диалектики — на Х1Х-ХХ вв.

Метафизический метод лежал в основе бурного развития естество­знания в ХУП-ХУШ вв., благодаря ему наука этого периода сделала колоссальный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической ме­тодологии является открытие законов механического движения, т. е. движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки Х1Х-ХХ вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и за­конах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разных этапах развития человечества различны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеоб­щей связи и принцип развития.Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явления­ми, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универ­сальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех струк­турных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимо­действие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структу­ры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе не­возможно было бы разрешить адеква'тно проблему развития, являю­щуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончатель­но завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира.Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное измене­ние материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источником раз­вития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника разви­тия можно свести к двум основным: метафизической и диалектиче­ской. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая — борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противо­речие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ — взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян». Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зе-rona).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания отражаются в философских кате­гориях.Впервые учение о категориях было систематически изложено 5 трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории — это априорные (т. е. доопыт--:ые) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления ;"бъекта познания. Большинство важнейших диалектических катего­рий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в иде­алистической интерпретации. В теории диалектического материализ­ма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современ­ной философии, например в позитивизме или экзистенциализме, про­блеме категорий не уделяется внимание. Так, например, позитивизм и неопозитивизм обращаются в первую очередь к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенциализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческо­го существования и сущности человека.

КАТЕГОРИИ — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: сущ- . ность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; сво­бода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и ка­чество и др.

Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в ко­торых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность— это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление — это внешние свойства предме­та, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума. Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление. Фор­ма— это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, спо­соб внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, под­вижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура». Система(от греч. зуз{ета — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент(от лат. е1етеп-Шт — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура(от лат. $1гис-(ига — строение) — это совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное. Единичное(частное) — это отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са, составляют содержание особенного.Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина— это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие— явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании при­чинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) про­изводит другое явление (следствие).

ДЕТЕРМИНИЗМ — это учение об объективной взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений материального и духовного мира. ИНДЕТЕРМИНИЗМ — это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Необходимость и случайность— это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость— это тип связи между явлениями, определяемый ос­новными, существенными причинами. Случайность— это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными фак­торами.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.