Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?

2. Почему противоречие является философской проблемой?

3. Какое место в истории философии занимало учение о катего­риях?

5.5. Картины мира

Процесс познания может осуществляться в различных видах. На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира. В рамках религиозно-мифологического мышления возникла первая «картина мира», т. е. система представле­ний о природе, обществе и человеке. Желание понять и объяснить ок­ружающий мир было проявлением особенностей человека как куль­турного существа. Мифы объясняли окружающий мир, а мифология стала особым способом духовной жизни. Мифология имела огромное значение для самопознания человечества.

Религиозно-мифологическая картина мира.Уже на достаточно раннем этапе развития мифология была связана с мистическими об­рядами и стала существенной частью религиозных верований. Мифо­логия включала в себя зачатки религии, философии, различных форм искусства, знаний. Мифологическое мышление выражалось не только в устном или письменном тексте, но и в действии: обрядах, ритуалах, песнях и танцах.

Изучение широкого круга мифов и различных, мифологических и религиозных систем позволило исследователям установить, что у разных народов повторяется ряд тем, образов и мотивов. На этом ос­новании были выделены различные типы мифов. Каждый из них от­вечает на один из самых существенных вопросов об устройстве мира. Так, в космогонических мифах, объясняющих происхождение мира — «космоса», присутствуют две основные идеи: идея развития мира и идея его творения. Мир, согласно мифологическому мышлению, со­творен богами. Но как возникли сами боги? На этот вопрос отвечают разнообразные теогонические мифы. Происхождение человека объяс­няют антропогонические мифы. Человек, согласно мифологии, хотя и творение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифо­логия), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше).

В мифологической картине мира даются ответы на все главные, «вечные» вопросы человека об устройстве мира и о смысле его соб­ственного существования. Данная картина мира обладает целым ря­дом особенностей, представляя собой систему образно-символическо­го, а не понятийного мышления. Образно-символическое мышление эмоционально, конкретно и тесно связано с искусством. В мифологи­ческой картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персони­фицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и че­ловеческих качеств (так, например, в греческой мифологии Зевс — бог грома, Афина — богиня политической мудрости, а Афродита — боги­ня красоты и любви). В мифологической картине мира не выделяются субъект и объект, все отношения понимаются как субъект-субъектные. Мир представлялся единым и неотделимым от человека.

В мифологии перед нами предстает универсальная картина, по­строенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-по­нятийном мышлении, характерном для современного мышления. Мир был преломлен через систему субъективных образов и оказывался сконструированной реальностью. События в этой реальности интер­претировались через систему мифологических персонажей, именно они, а не мир как таковой обладали реальностью. Мифологическая модель мира основана на собственной логике. Часто создается целая система классификации мира (как некий аналог системы категорий), позволяющая упорядочить бытие. Вопрос о соотношении мифологии и религии не имеет однозначно­го решения. Мифология была исходной точкой для возникновения религии. Многие мифы вошли в состав религиозных систем и служат для разъяснения религиозных обрядов. Мифологию и религию объ­единяет представление о существовании воображаемой реальности. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и обладает рядом особенностей, характерных в первую очередь для мировых религий. Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии характерно было слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирова­ние образного восприятия мира, в религиях же (особенно мировых) возникает развитая теология и создаются церковные организации.

Как уже отмечалось, в мифологии объясняется и оправдывается существующий в мире и обществе порядок, смысл существования че­ловека. Но миф выполнял не только функцию объяснения мира, со­здания его картины. Он утверждал принятую в обществе систему цен­ностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Есть и еще одна весьма значимая функция, которую вы­полняют религии и мифологии, — психотерапевтическая.

Миф как первая историческая форма целостного понимания мира был одним из важнейших источников философского знания. Доволь­но долго философия существовала в форме предфилософии, тесно связанной с мифологией и религией, что в особенности было харак­терно для восточной философии (например, для буддизма и даосизма). В западной философии период средневековья также характеризуется нераздельностью религиозного и философского знания. Религиозно-мифологическое мышление и свойственная ему картина мира не исче­зают, а сохраняются в сознании людей наряду с элементами фило­софского и научного знания. Об этом свидетельствует сохранение и широкое распространение мифов мировых религий (буддизма, хрис­тианства, ислама), а также появление «неомифологии». Сознание со­временного человека оказывается неомифологическим, поскольку весьма распространены так называемые «новые мифы»: политические, околонаучные, мифы массовой культуры.

Философская картина мираотличается от религиозно-мифологи­ческой тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира — это попытка рационального объяснения. Особенно это было характерно для античной философии, кото­рая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Именно в античной философии проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия. Философия в ее истинном значении реализовалась именно в Древней Греции. Если для Востока были характерны религиозно-мифологические системы мировоззре­ния и разработка в первую очередь этической проблематики, то в ан­тичности получил развитие доказательный тип мышления, основан­ный на разработке разнообразных приемов и типов доказательств, что позднее стало предметом такой философской дисциплины, как логика.

Рационалистическое преодоление мифологического сознания при­вело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений. Рационалистическая традиция, зародившаяся в античности, имела огромное цивилизаци-онное значение. Неслучайно ее появление связывают с «античным чудом»: обществом, где появилась такая политическая форма, как де­мократия.

Единой философской картины мира не существует. В истории фи­лософии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно раз­ные подходы к пониманию реального мира. Философия хотя и стро­ится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию пе­реходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, при­нимает некоторые истины на веру, что придает философским принци­пам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование осо­бых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (прове­ряться) действительностью.

Научная картина мирасамая поздняя по времени своего появле­ния. Наука является такой сферой деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действи­тельности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Фило­софию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоре­тической форме, к логической доказательности выводов.

Научная картина мира создает целостный образ предмета исследо­вания, формируя его с помощью фундаментальных принципов и по­нятий науки. Научное познание отличается рядом существенных черт. Важнейшей особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обоб­щенном, систематизированном виде, в виде теорий. Второй особенно­стью научного познания является его самоконтроль, выражающийся в наличии методологии — обосновании применяемых методов по­знания.

Третья особенность — стремление к формализации. Оно выражает­ся в первую очередь в строгости языка науки. Научные знания фикси­руются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации — замене словесных поня­тий математическими символами и формулами. Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.

Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания проис­ходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная система­тизация, создание понятий. Фактом(от лат. /асШт — сделанное, со­вершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт — это описание факта на языке науки. Научным фак­том называют знание о единичном событии или явлении. Собирая еди­ничные факты, исследователи проводят их первичную систематиза­цию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. п.) и подводят под понятие, т. е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие— это утвержде­ние о существенных признаках объектов.

На теоретическом уровне научного познания понятия системати­зируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипоте­зы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и вывод­ные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называ­ются научными принципами. Выводные утверждения, которые дока­зываются данной теорией, называются научными законами.

Научный принцип(от лат. рппаршт — первоначало) — это осново­полагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научные законы — это отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире. Научным закономназывается формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходят наиболее полное обобщение фактов и выявление основных закономерностей их суще­ствования. Теория(от греч. ъкеопа — наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) — это система обобщенного знания о су­щественных закономерностях какой-либо отдельной части действи­тельности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразова­тельной деятельности человека — практики.

Научная картина мира не остается неизменной. Долгое время суще­ствовало представление о приращении научного знания как о линей­ном прогрессе. Детальные исследования истории науки раскрыли иную картину и заставили отказаться от общепринятого взгляда на научный прогресс. Оказалось, что научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах име­ющейся парадигмыи короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики явля­ется смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

В научной картине мира результаты исследования приобретают мировоззренческое значение и включаются в культуру.