Философское миропонимание

Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».

1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и определения человеком своего места в нем.

2. Умозрительные предпосылки возникновения философского мировоззрения –

- взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов;

- структурное и функциональное различие между ними;

- разрушение мифологической идентичности человека и действительности;

- формирование познавательной деятельности.

3. Социальные предпосылки возникновения философского мировоззрения –

- ранняя наука;

- отделение умственного труда от физического;

- формирование демократии и слоя свободных граждан

4. Зарождение ф. мировоззрения – 25000 лет назад в странах: Индии, Китае, Египте.

Возникновение философии как идейного течения – в VIII –II вв. до н.э. в странах: Ближнего и Дальнего Востока, Античной Греции – в это время человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место в мире.

5. Ф. зародилась в очагах цивилизации:

- Др. Индия,

- Др. Китай,

- Др. Греция,

- Др. Рим.

6. Впервые слово «философ» употребил Пифагор(580-500 гг до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Платон – истолковал и закрепил в европейской культуре термин «философия». Аристотель (384 -322 гг до н.э.)– выделил ф- ю как особую отрасль теоретического знания. Рождение ф. как мировоззренческой системы– часть культурного переворота в Др. Греции VIII – V вв., где ф. – явл. синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли. И. Кант – впервые приблизился к пониманию «Что такое ф-я?».

7. В разные ист периоды у разных мыслителей вопрос «Что такое ф-я?» получал разные ответы. С развит. чел. кул-ры менялся и сам предмет ф-фии, что особо ощутимо в связи с развит: науки, политики, соц практики, духовной к-ры. (Гегель – «как бы различны не были между собой ф. системы все они сходятся в одном – что все они- ф-кие системы».

8. Ф. вопросы:

а) о природе

Лукреций «О природе вещей», Д Бруно «О бесконечности вселенной и мира», Д Дидро «Мысли об истолковании природы», П. Гольбах «Система природы», Гегель «Философия природы», Ф. Энгельс «Диалектика природы», А. Герцен «Письма об изучении природы»

Б) об обществе, его политико – правовом устройстве

Платон «Государство», Аристотель «Политика», Т.Гобс «О гражданине», «Левиофан», Д.Локк «Два трактата о государственном направлении», Ш.Монтескье «О духе законов», Гегель «Философия права», Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

В) человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и т.д.

Сократ – первым совершил поворот от»космоса» к «человеку» -ЧЕЛ – центр внимания.

Аристотель «О душе», Авиценна «Книга знания», Р.Декарт «Правила для руководства ума», Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума» «Этика», Т.Гобс «О человеке», Д.Локк «Опыт о человеческом разуме», К.Гельвеций «Об уме» «О человеке», А.Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Гегель «Ф-я религии» «Ф – я морали»

Философиятеоретически сформулированное мировоззрение.

- системаобщих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру.

Особенности ф-го мировоззрения:

1. предмет – всеобщие свойства и связи.

2. способ осмысления – умозрение

3. степень интеллектуальной проработки проблемы

9. В ф-ком мировоззрении – 2-ве (.) зрения:

А) направления сознания «вовне»- формирование той или иной картины мира

Б) «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место в природном и социальном мире. (Причем чел здесь выступает как вещь (по Декарту) мыслящая, страдающая).

Философское мировоззрение: мир }биполярно

человек

10.Основной вопрос ф-фии: «вопрос об отношении мышления к бытию.Его содержание составляет альтернативу– что является первичным: дух или материя?» (по Энгельсу). Принцип освоения мира – есть принцип познаваемости мира.

11. Принципов познаваемости мира – 2:

а) идеализм – мир объясняется исходя из духа, сознания. Сознание предшествует материи и творит ее.

Б) материализм– за основу миропонимания берется природа, материя. Согласна материализму – мир –движущаяся материя, а а духовное начало – это свойства мозга (высокоорганизованной материи). Т.е. первична материя, а сознание вторично – производно от материи. } Существование этих 2-х направлений определяется обстоятельствами соц – экономич, политич, духовного развития общ-ва.

ПР– Альберт Камю (фр. филос XX в.) – гл-проблема смысла чел жизни: «Решить стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого – значит ответить на основной вопрос философии».

ПР– И. Кант -3 вопроса «что я могу знать?»,

«что я должен делать?»

«на что я могу надеяться?», но все эти 3-ри вопроса можно свести к одному

«что есть человек?»

12. Философсвкое познание – гл вопрос – «что собой представляет мир в котором мы живем?»

Аристотель – философское познание берет на себя познание общих принципов, начал всего сущего, а специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия.

Кант – з-ча ф –го познания – в синтезе разнообразных чел знаний; след-но нужно: 1) овладеть обширным запасом рациональных знаний,

2) соединить их в идее целого.

13. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции –антиподы:

- оптимизм (мир познаваем)

- пессимизма) скептицизм

б) агностицизм (мир не познаваем)

ПР – Кант – считал, что границы познания существуют. Без знаний нельзя стать фил-м, но этого нельзя достичь с помощью одних знаний } необходим не только теоретический, но и практический разум, то чему в конечном итоге служит ф-я.

 

ПРОБЛЕМА НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

(?) Вправе ли философия притязать на статус науки?

1. Наука как и ф-я зародилась в Др. Греции (матем, раннее научно – техническое знание, астрономия). Естествознание получ развит в эпоху раннего кап-ма (XVI – XVIII вв.) В XVII в. – механика (статус – физики). З- м развит науки пошло быстрыми темпами: н-ка стала важным фактором НТП, цивилизации. В наст вр соц престиж н-ки высок.

2. 2. Ф-я и н-ка выросли из одного корня, з-м от(:) др от др, приобрели самостоятельность, но не обособились.

3. В соотношении ф-фии и н-ки – 3 периода (= типа и способа мышления)

1) первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся «ф-ей» и обращенное к самым разным предметам (пранаука и прафилософия). – до XVII в.

2) XVII – XVШ вв. специализация знаний, формирование новых конкретных наук, их от(:) от совокупного знания (так называемой «ф-фии»).

Формирование каждой конкретной дисциплины повторяет черты ист перехода:

донаучного } конкретно - научному

(протонаучного,

первичного ф-го изучения предмета)

3) XIX – XX вв. формируются теоретические разделы целого ряда наук } их постепенная интеграция, синтез

ВЫВОД: в первых двух периодах конкретно – научное знание носило опытный, описательный х-р. Если ф-я умозрительно строила общую картину природы – натурфилософия; общества – ф-я истории.

4. Аристотель – 1-ая попытка обрисовать круг з-ч ф-фии («ф-я» -«госпожа наук»)

- учение о первопричинах бытия

- ее теоретическая мощь не соизмерима с возможностями частных наук

Гегель – «ф-я - королева наук» (или «наука наук»).

Но в XIX – XX вв. на новом этапе развития знаний тезис о неполноценности ф-фии (особ четко это прослеживается в позитивизме): под сомнение поставлены познавательные возможности ф-фии } ее «развенчали» из «королевы» в «служанку» наук. В позитивизме был сформулирован тезис о том, что ф-я - это «суррогат науки», т.к. на стадиях развития самой науки познавательные притязания ф-фии (с позиции позитивизма) несостоятельны. Позитивисты объявили, что зрелая наука уже сама по себе ф-я и сама может решать любые философские проблемы. Такой подход получ назв «сциентизма» (от лат scienta – наука) – связан с переоценкой социальной мисси науки.

Научно – философское мировоззрение- это такая система понимания мира и места в нем человека, кот опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказ влиян на развит н-ки.

1. В ф-фии присутствует мировоззренческое многообразие (плюрализм)

2. научно – фил мировозз более отвеч учению ф-го материализма. В различные эпохи материализм принимал различные формы:

Стихийный (наивный) материализм Древние, античные философы
Механистический (метафизический) характер материализма XVII – XVIII вв  
Диалектический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе новых достижен естествознания Сер XIX в.

 

Взгляд на мир с позиции материализма

метафизика Диалектика (с сер XIX в.)
- почти отсутствуют представления о развитии мира, о взаимосвязи явлений - ученые атомировали природу - это взгляд на мир и способ мышления, при которых разные явления, предметы рассматриваются вне их взаимосвязей, развития - взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии  

5. Научно- фил мировозз выполняет ряд ф-ций, родственных ф-циям науки: обобщение, интеграция, синтез и т.д.

Мировоззрение

Философское мировоззрение

Научно – философское мировоззрение

 

Всякая философия является мировоззрением.Ноне всякое мировоззрение является философией. По­нятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «миро­воззрение» нельзя свести только к философии.

 

Мировоззрение

Философия

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жиз­ненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ори­ентации.

1. мировоззрение — образование интегральное, в нем важна связь его компонентов:

1) знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);

2) ценности (нормы и идеалы);

3) программы действия.

Знания

взгляды убеждения
- определенная система знаний, выраженная в представ­лениях и понятиях, составляет основу мировоззрения - Но не все зна­ния, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положе­ния и принципы - Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в ис­тинности этих знаний - выступают как качественная характеристика зна­ний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить мировоззрение.

 

 

Ценности (нормы и идеалы)

- идеал - высшая цель стремлений человека к истине, добру, красо­те, справедливости. - Идеал - духовный ориентир всей че­ловеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремлен­ность.

- Система ценностных ориентациииграет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении (т.к.формируются нравственные, эстетические идеалы).

Программы действия

- это различные уровни отражениядействительности:

1-ый мироощущение ( или миросозерцание) -фиксирует внешние проявления бытия, явления, а не сущности.

2-ой мировосприятие и миропредставление - создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь про­цессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.