КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о суще­ствовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс су­ществует, то что можно считать его критерием.

В философии существует такое понятие, как факторы обществен­ного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), при­родную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографи­ческий фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целена­правленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено це­лым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географиче­скую среду, или материальное производство, или деятельность вели­ких личностей. Основными формами общественного развития выступают эволю­ция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных измене­ний, а революцией — резкие переходы от одного состояния к другому.

В социальной философии рассматриваются различные виды рево­люций: социальная, политическая, научная, технологическая.

Под социальной революцией понимается изменение типа обще­ственного устройства, под политической — изменение формы власти. Научная революция — это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции ме­няется научная картина мира. Технологической революцией называ­ют качественное изменение в развитии производительных сил: напри­мер, промышленный переворот ХУ1П-Х1Х вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфак­туры к фабрике. Технологической революцией является и научно-тех­ническая революция, превратившая в середине XX в. науку в непо­средственную и ведущую производительную силу. Достижения науки и техники стали широко применяться в различных сферах.

Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже го­ворилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологи­ческой картины мира предлагает рациональный подход. До возникно­вения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история де­лится на три этапа:

1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

3) новозаветный (связан с появлением христианства).

В религиозной модели также есть свой критерий — христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религи­озной философии — неотомизме и у русских религиозных философов.

Философские модели общественно-исторического процесса чрез­вычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества фи­лософы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, на­пример, в концепции Гегеля история развития человечества — это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материаль­ной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономи­ческой свободы.

В XX в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мне­нию Ясперса, стал V в. до н. э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трех мыслителей связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

В современной социальной философии теории, придерживающие­ся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формаци-онная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1) признается прогресс в историческом развитии;

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образ­цовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Соглас­но его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

♦ первобытно-общинная;

♦ рабовладельческая;

♦ феодальная;

♦ капиталистическая;

♦ коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).