ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

типы мировоззрения:

1) мифологическое;

2)религиозное; } основные

3) философское;

4) научное.

5)обыденное (или эмпирическое)

6) сциентистское

7) анти-сциентистское

Мифологическое мировоззрение(греч. тускоз — повествование, сказание) — исторически первый тип, формировался на ранних стади­ях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхож­дение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружа­ющем мире.

Мифология — универсальная, образно-символическая форма по­стижения и объяснения мира. В результате появля­ются три мира: небесный, земной и подземный.

На явления природы проецировались человеческие свойства.

Религиозное мировоззрение(лат. ге1щю — благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь попыткой рационали­зации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от ми­фологии верой в существование над-природных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

философское мировоззрение -ориентировано на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос — разум. Философия зарождается как по­пытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами ра­зума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе по­требность в понимании мира и человека с позиций знания.

Научное мировоззрениеформируется на основе познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоз­зрение выступает в форме знания и носит систематизированный характер. Этот момент существенно сближает филосо­фию и науку. Немецкий философ Л. Фейербах отмечает, что начало философии составляет начало науки вообще.

 

Резюме: Социокультурная ценность философского знания

1. До изучения предмета приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились многими мыслителями.

ПРв XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки — другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остает­ся истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не ис­черпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопро­вождала умственную жизнь и была ее показателем...»1

ПРДекарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем фило­софствуют»2.

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического перио­да в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало ми­фологическое сознание, как особый способ освоения действительно­сти. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром. Систе­матическое производство материальных благ меняет человека и ставит его в иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

2. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в еди­ную систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия пре­вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история фи­лософии и др. То есть, выстраивается структура философ­ского знания.

3. Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сей­час?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяс­нить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические прин­ципы. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она практична и гуманистична.

4. следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, ког­да они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиоло­ги изучают строение и функционирование человеческого организма и т. д. А философы?»

ПРБ. Рассела кн «Мудрость Запада»: «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, полагал Б. Рассел, умозрительная деятельность человека и есть философия: наука имеет дело с известными фактами, а философия — с умозрением.

 

2. Вопрос Предмет философии: место философии в системе научного знания.

ФИЛОСОФИЯ —учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, спосо­б познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.

Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

 

Структура философского знания

 

Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

1. ОНТОЛОГИЯ (от греч. оп1оз — сущее и 1одоз — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, измене­ние и т. д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы:

1) Философия природы, или натурфилософия (от лат. паШга — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

2)Философская антропология (от греч. ап(кгоро$ — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

3) Социальная философия (от лат. зосшт — общество) — наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности, но выделение общества в качестве самостоятельного объекта - в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль­ной философии в различных философских теориях выступают поня­тия «общая социология», «философия истории», «исторический ма­териализм» и др.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. дпоз1з — знание) — учение о познании, теория познания.Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о по­знании).

В гносеологии выделяются отрасли:

1)Эпистемология (от греч. ер1з{ете — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

2) Науковедение —изучает теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль - 1960-егг..

3. логика(от греч. 1о§о$ — слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

1) формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

4. Этика(от греч. е{Но5 — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

1) этология — наука о нравственных нор­мах конкретных обществ

2) аксиология (от греч. ахга — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

5. Эстетика(от греч. аг51НеЫков — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре­красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

6. История философииизучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания.