Ценности человеческого существования

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении фи­лософской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением цен­ностей, называется аксиологией (от греч. ахюз — ценность и 1о§оз — учение).

ЦЕННОСТЬ — это отношение индивида к предмету, событию или явле­нию как к важному, значимому для человека. АКСИОЛОГИЯ — философское учение о ценностях и их природе.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, — это здоровье и бе­зопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способ­ствующие самореализации личности и свободе ее выбора. К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политиче­ские, религиозные, эстетические, составляющие единое целое — бы­тие человека в культуре.

Для человека как природного, телесного существа высшей ценно­стью является здоровье. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье», — писал Шопенгауэр. Отношение человека к своему здо­ровью становится сознательным, если человек уделяет внимание сво­ей душе и телу: сохраняет психическое равновесие, не употребляет лаже «привычные» наркотики, такие как алкоголь и никотин, правиль­но питается, соблюдает режим дня, занимается физическими упраж­нениями. Современное постиндустриальное общество и постмодер­нистская культура делают такое поведение все более сложновыпол-нимым.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, если он смер­тен? В чем смысл его собственной жизни? Смысл жизникаждый че­ловек определяет сугубо индивидуально, но в основе его лежат глав­ные жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые выбраны человеком. Каждый человек выбирает те потребно­сти, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, а свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни. Следовательно, не существует единого смысла жизни для всех людей. Каждый чело­век по своим индивидуальным наклонностям может иметь одну или несколько сугубо индивидуальных целей жизни, которые и определя­ют смысл его жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправлен­ной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода— это основанная на познании необходимости способность выбора и дея­тельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связа­на с ответственностью личности за свои действия, поступки и т. д. Ответственность— это социальное отношение к общественным цен­ностям. Осознание ответственности — необходимое средство управ­ления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Нравственные ценности и мораль.Становление личности невоз­можно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравствен­ность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы-этики различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, со­держащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное вре­мя, у разных народов, даже у разных социальных слоев существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении это философская дисциплина, изу­чающая мораль. МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ) — совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни.