ЭТИКА — философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.

Правила нравственности содержались в мифологических и религи­озных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религи­озными системами. Так, например, Конфуций предложил правила по­ведения «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, — так назы­ваемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, т. е. особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не интере­совались вопросами онтологии и гносеологии, главное внимание уде­ляя именно этике (подробнее см.: 2.3. Древнеиндийская философия, 2.4. Древнекитайская философия).

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм.Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание (подробнее см.: 2.5. Античная философия).

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представ­лена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Цини­ками», или киниками, в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм — учение, последователи которого про­поведовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судь­бе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценно­стей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизмкак философская и эти­ческая система, представляющая человека и его творческую самореа­лизацию в качестве высшей ценности. Реформация, по мнению социо­лога М. Вебера, была эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Иммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» — моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фрид­риха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские цен­ности (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия XIX-XX вв.: этическое учение у Ницше, в экзистенциализме и у русских религиозных философов).

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демок­ратизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных эти­ческих систем. Любое видоизменение общества обязательно предпо­лагает и изменение моральных ценностей (вспомните, как менялась нравственная оценка частной собственности и богатства в нашей стра­не s 70-90-e rr. XX n.).

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается най­ти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье. Изучая мораль, этика наделяет ее определен­ными характеристиками и задает целый ряд вопросов. Первый из них — это вопрос о происхождении морали.Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, космосом, Богом, либо утверждать ее эволюционное происхождение, либо анализировать общественно-историческую природу морали.

Важнейшую черту морального отношения составляет оценка обще­ственных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра изла. Для этого необходимо разобраться их природе. Соответственно, этика ставит вопросы: «Что такое добро?» и «Что такое зло?» Почему то, что представляется благом для одних, может стать несправедливо­стью для других? Субъективны ли моральные ценности? Чем опреде­ляется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и есть ли надежный критерий для их оценки? Ответы на эти вопросы предполагают специальное изучение морали, поскольку она представ­ляет собой сложную сферу духовной жизни общества.

Этика как область философского знания характеризуется многооб­разием. Единой научной, выверенной и общепризнанной этики нет, существуют различные этические учения, созданные отдельными фи­лософами и их последователями. Но при всем многообразии этих сис­тем существует некая строгая, объективная совокупность этических знаний, усвоение которых и составляет одну из важнейших задач эти­ческого образования. Ключевой для морали вопрос состоит в следую­щем: «Как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям?» Здесь мораль характеризует человека с точки зре­ния его способности жить в человеческом общежитии. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможны­ми отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необ­ходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, ее самозаконодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мо­раль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не огра­ничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она свое выдает за всеоб­щее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое пра­вило нравственности дает образец такого соединения: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие посту­пали по отношению к тебе».

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важ­нейшие для индивида ценности определяют для него систему коорди­нат — систему ценностных ориентации. На вершине ценностной пи­рамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им опреде­ляется содержание добра и зла, должного, правильного и неправиль­ного и т. д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обуслов­лено идеалом нравственного совершенства: добро— это то, что при­ближает к идеалу, зло— то, что отдаляет от него. В ситуациях конф­ликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следо­вание моральным ценностям воспринимается как долг,неисполнение долга — как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способ­ность к самоопределению. Гибкость и универсальность морали заклю-:ается в том, что она опирается не только на рациональную аргумен­тацию, но и на интуицию.

Религиозные ценности.Философия интересуется религией как од­ной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить мес­то религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии.

РЕЛИГИЯ — система представлений, на основе которых группа верую­щих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

Религия предполагает веру в существование священных (сакраль­ных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жиз­ни людей. Религия — это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции.

Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека.

Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей.

В-третьих, религия оказывается психологически необходимой че­ловеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечно­стью земного существования.

Все когда-либо существовавшие религии можно разделить на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм. Исторически первым было представление о существовании множества богов, управ­ляющих миром, т. е. политеизм (многобожие). Более поздним — моно­теизм (единобожие). Три монотеистических религии являются миро­выми религиями: буддизм, христианство и мусульманство. Мировыми их делает не столько их распространенность, хотя у каждой из них сот­ни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности.

Мировые религиипредставляют собой высший этап в развитии ре­лигиозного сознания. Древнейшей мировой религией был буддизм,возникший в 1У-У вв. до н. э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный). Христианствовозникает в I в. н. э., в центре его вероучение о богоче­ловеке Иисусе Христе. Мусульманство (ислам)возникло в VII в. н. э., и его основателем был пророк Мухаммед.

Предметом познания философской антропологии является человек в многообразии всех его свойств, одним из которых является вера. Философы размышляли о Боге на протяжении столетий. Их интере­совало, можно ли доказать существование Бога или можно его принять только на веру. Важнейшими из доказательств являются два: доказа-:ается в том, что она опирается не только на рациональную аргумен­тацию, но и на интуицию.

Религиозные ценности.Философия интересуется религией как од­ной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить мес­то религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии.

РЕЛИГИЯ — система представлений, на основе которых группа верую­щих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

Религия предполагает веру в существование священных (сакраль­ных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жиз­ни людей. Религия — это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции.

Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека.

Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей.

В-третьих, религия оказывается психологически необходимой че­ловеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечно­стью земного существования.

Все когда-либо существовавшие религии можно разделить на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм. Исторически первым было представление о существовании множества богов, управ­ляющих миром, т. е. политеизм (многобожие). Более поздним — моно­теизм (единобожие). Три монотеистических религии являются миро­выми религиями: буддизм, христианство и мусульманство. Мировыми их делает не столько их распространенность, хотя у каждой из них сот­ни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности.

Мировые религиипредставляют собой высший этап в развитии ре­лигиозного сознания. Древнейшей мировой религией был буддизм,возникший в 1У-У вв. до н. э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный). Христианствовозникает в I в. н. э., в центре его вероучение о богоче­ловеке Иисусе Христе. Мусульманство (ислам)возникло в VII в. н. э., и его основателем был пророк Мухаммед.

Предметом познания философской антропологии является человек в многообразии всех его свойств, одним из которых является вера. Философы размышляли о Боге на протяжении столетий. Их интере­совало, можно ли доказать существование Бога или можно его принять только на веру. Важнейшими из доказательств являются два: доказательства от причины и онтологический аргумент. В доказательстве от первой причины, предложенном в средние века Фомой Аквинским, утверждается, что идея Бога необходима как первопричина всех явлений. Однако материалистическое направление в философии предполагает, что можно мыслить материю как причину самой себя, а в качестве ис­точника развития предполагать противоречия. Онтологический ар­гумент был сформулирован Ансельмом Кентерберийским: «Если Бог существует в уме как идея совершенного Сущего, то он должен суще­ствовать и в реальности». Логики, однако, отмечают, что аргумент Ансельма, будучи применен к другим вещам, привел бы к нелепым вы­водам. Например, можно было бы доказывать, что существует совер­шенный остров как остров, лучше которого невозможно помыслить ничего. Еще одним аргументом является аргумент от замысла: Вселен­ная столь совершенна, так прекрасно организована, что является про­изведением Создателя. Но и он не выдерживает строгой критики. Та­ким образом, логически доказать существование потустороннего мира оказалось невозможным. Уже И. Кант отмечает, что логически невоз­можно доказать бытие Бога, так же как логически невозможно его оп­ровергнуть. Согласно Канту, наши научные и философские теории не имели бы смысла без идеи Бога, именно поэтому люди нуждаются в ве­ре (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).

В XIX и XX вв. получают распространение атеистические взгляды, тесно связанные с философией диалектического материализма (осо­бенно в нашей стране, где атеизм был идеологическим принципом). Маркс видел в религии орудие классового господства, полагая, что она маскирует несправедливость эксплуатации. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией и мифом, называя ее «опиумом народа».

Религия в XX в. становится предметом изучения в психологии, со­циологии и культурологии. Фрейдизм и неофрейдизм отмечали пси­хотерапевтическую роль религии. Социологи предприняли глубокий анализ роли религии в обществе (например, М. Вебер исследовал роль протестантизма и его этики в формировании капиталистической эко­номики и буржуазных отношений). Историк и культуролог А. Тойн-би рассматривал религию как сокровенную основу культуры, поло­жив религиозный принцип в основу своей теории локальных цивили­заций (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия XIX-XX ae.).

Для современной общественной жизни характерна секуляризация:религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, а религия утрачивает свое социальное влияние. Проявляется и движение к экуменизму — достижению более глубокого сотрудничества и взаимопо­нимания между различными конфессиями и вероучениями.

Процесс секуляризации шел параллельно с модернизацией. Среди либеральных свобод в свое время был выдвинут принцип свободы со­вести: возможность занимать религиозную или атеистическую пози­цию. Принцип свободы вероисповедания предполагает возможность выбора религии. Принцип отделения церкви от государства означает, что религия является частным делом граждан.

Эстетические ценности и искусство.Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях, философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, кра­сота. Философская наука изучает сферу эстетического как специфи­ческое проявление ценностного отношения человека к миру. Человек познает мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в обра­зах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Ее осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека, но есть и сугубо профессиональная сфера — это искусство.