Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается перед ними бессильно. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем.
Итак, в заключение скажу, что фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец. И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.
Печатается по: Макиавелли Н. Избранные произведения / Перевод
Г. Муравьевой. –М.: "Художественная литература", 1982.
Задание:
1. Чем обусловлен интерес философов Возрождения, и Н. Макиавелли в частности, к проблемам государственного управления и политики?
2. Какие типы политиков и методы управления выделяет Макиавелли? Какие из них вызывают у него одобрение?
3. Как, по-вашему, должны строиться отношения политики и морали? Возможна ли моральная политика?
4. Какие сущностные характеристики человеческой природы выделяет Макиавелли?
5. Какова роль фортуны (судьбы, рока, фатума, Бога) в ее соотношении с человеческой деятельностью и свободной волей человека?