Язык и мышление

 

Мысли выражаются через речевую деятельность. В речи “отпечатываются” и содержание и форма мышления, поэтому анализ мышления неотделим от анализа языка.

Язык– это система условий и правил порождения и интерпретации речи в виде языковых знаков(слов и словосочетаний), которым придаются определенные семантические (смысловые) значения.

Всякая языковая система состоит из:

а) лексики– множества слов и словосочетаний, специфичных для данного языка;

б) грамматики– правил построения и интерпретации языковых выражений (предложений).

Любой язык представляет собой средство для выражения в речи мыслей. Смысловое и пред- метное значение любого слова или словосочетания состоит в его обозначающей функции. Всякий языковой знак (будь то естественного или искусственного языка) всегда обозначает определенный существующий или воображаемый объект. Обозначаемые языковыми знаками (словами, символами, формулами) вещи и явления – денотаты языковых знаков – могут быть как материальными, так и идеальными, например, – идеальный газ, абсолютно черное тело, и т.п.

Грамматическая структура, синтаксис языкапоявляется в речи. Синтаксис существует, во- первых, в форме навыков речевой деятельности и, во-вторых, в форме осознанных правил построе- ния речи из слов и словосочетаний в соответствии с их семантическими значениями.

Знание языказаключается в овладении человеком лексикой (совокупностью языковых зна- ков) и синтаксисом языка. Индивид усваивает язык определенного языкового общества посредством собственного опыта. Практическое использование индивидом личного языка осуществляется в его речи.

Речь– это организованная совокупность знаков (слов, словосочетаний), произведенных в языковом общении. Через звуковую, мимическую или иную речевую деятельность, т.е. через произ- водство и оперирование языковыми знаками, осуществляется взаимодействие языка и мышления. Речь воплощает в себя взаимосвязь языковых знаков и их смысловых значений.

Речь может существовать в виде “внешней” речи и в виде “внутренней” речи. “Внешняя” речь состоит из звуковых, графических или мимических знаков (фонем, символов, жестов и т.п.). “Внут-ренняя” речь складывается из наглядно-чувственных представлений языковых знаков, их идеальных заместителей (слуховых образов слов и зрительных образов графических знаков).

 

 

Мышление нельзя отождествлять с внутренней речью, с оперированием наглядно-чувственными (слуховыми, зрительными) образами слов звукового языка или символов графического языка. Не- смотря на то, что мысли, формируясь в сфере сознания, опираются на эти образы, тем не менее, наглядные представления языковых знаков не являются элементами мыслей, как таковых. Мысли выражаются во внутренней и внешней речи, но не сливаются с психическими образами звуковых, графических или иных знаков, не говоря уже о самих словах и других языковых знаках.

Необходимо четко различать, с одной стороны, языковые знаки (например, слова и словосочетания), а также их наглядные представления (например, слуховые образы слов) и, с другой стороны, кон- цептуальные значения слов и словосочетаний (их смыслы).

 

 

Всякий концепт, понятие (смысл, выражаемый термином) формируется и интерпретируется в сознании не иначе как в связи с обобщенным, эталонным наглядно-чувственным представлением определенного класса языковых знаков.

Однако, сам по себе концепт лишен чувственной наглядности. А наглядная интерпретация мысли не является самой мыслью. В процессе концептуального мышления, т.е. при оперировании в сознании концептами, не возникают, не актуализируются наглядные представления всех обозначаемых словами предметов. Определенные звенья концептуального мышления остаются в сознании субъекта не выра- женными во внутренней или внешней речи. Если бы мы пытались наглядно интерпретировать смысло- вые значение каждого слова, например, в процессе восприятия речи (устной или письменной, то наше мышление запутывалось бы в грудах наглядных представлений.

 

 


Для того, чтобы наглядно представить себе мысленно отображаемую осмысливаемую пред- метную ситуацию, необходимо прервать процесс концептуального мышления и “включить” вооб- ражение. Последнее представляет собой процесс оперированными наглядными представлениями мыслимого предмета. Концептуальноеже мышление(его часто ещё называют логическим или понятийным мышлением) – это процесс логического связывания смыслов слов (концептов, поня- тий), лишенных чувственной наглядности, на основе грамматического упорядочивания слуховых образов слов в предложениях внутренней речи или самих слов во внешней речи.

 

 

Концептуальное мышление разворачивается в особых формах и характеризуется логической упоря- доченностью построения. В этом аспекте концептуальное мышление изучается формальной логикой. Воображение (наглядно-образное) не характеризуется логической упорядоченностью и к нему не применимы правила логики.