Корнилова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 208 с
С О Д Е Р Ж А Н И Е
…
Искусство красноречия как особый вид творческой деятельности было порождением исключительно греческой культуры и того мировоззрения, которое стало…
Открытие фундаментального принципа греческой культуры — принципа состязательности — в классической филологии принято связывать с именем учителя… Прежде всего, Древняя Греция была единственной древней цивилизацией,… Помимо Олимпийских существовало немало других состязаний — Пифийские игры в честь Аполлона, наградой на которых служил…
Понятие "софист" (от греч. σοφισται — учитель мудрости) первоначально означало "способный… Заинтересовавшись "человеческим", софисты впервые систематизировали… Софистическое обучение было первым опытом "высшего образования", то есть формированием личности с помощью…
Наиболее известным постулатом софистики стала формула Протагора: "о любом предмете можно высказать два суждения, противоположных друг… Мировоззренческой основой софистики послужили, по меньшей мере, три известные… Элеаты— последователи учения критика традиционной религии Ксенофана Колофорнского, ставившие мнение…
Не следует, однако, полагать, что первые риторы начинали на пустом месте. К их услугам существовала древнейшая изустная традиция эпической и… Царь, облеченный бесстыдством, коварный душою мздолюбец! Кто из ахеян захочет… (Ил., I, 149-162. Пер. Н. Гнедича)
В VII в. до н.э. с уходом в прошлое эпохи царей и усилением коллективистских тенденций в греческом полисе всё большее значение приобретает звучащее… Требует слава и честь, чтобы каждый за родину бился, Бился с врагом за детей,… (Калин. Пер. Г. Церетели)
Классическая афинская демократия формировалась в конце VI—начале V в. до н.э. усилиями прославленных реформаторов родоплеменной общины Солона,… Главным демократическим достижением Афин и древние, и нынешние историки… Главный оборонительный рубеж аристократии был сломлен, и настало время Солона — отца-основателя афинской демократии.…
Классическая риторика V-IV вв. до н.э.
• Выдающиеся политические ораторы
• Первые учителя красноречия
• Горгий и горгианские фигуры
• Практика судебного красноречия
• Лисий (ок. 459 — 380 гг. до н.э.)
• Исократ (436 — 338 гг. до н.э.)
• Демосфен (384 —322 гг. до н.э.)
• Сократ (470 — 399 гг. до н.э.) и Платон (427 — 347 гг. до н.э.)
• Риторическое учение Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.)
Греческие историки V—IV вв. до н.э. сохранили в памяти потомков имена отцов-основателей афинской демократии и величайших ораторов Древней Греции,… Перикл принадлежал к типу ораторов, привлекавших слушателей твердой логикой и… По рассказам того же Плутарха, на ораторской трибуне Перикл держался спокойно и с достоинством; во время речи…
"Греческая художественная проза рождалась в V—IV вв. как своеобразный антипод поэзии, у которой она перенимала тематику и заимствовала… Помимо политических деятелей, ораторское искусство в V в. до н.э. активно… "Все софисты учили "ловко говорить", но одни из них занимались преимущественно теоретической и…
Третий уроженец Сицилии Горгий (485—380 гг. до н. э.) оказался самым прославленным учеником Эмпедокла. Ряд исследователей считает именно Горгия… "Нововведение Горгия заключалось не в придумывании приемов (аллитераций,… Спустя немного времени окрыленный успехом Горгий переселяется в Афины и открывает школу красноречия.
Риторическое движение в конце V—начале IV вв. было, очевидно, гораздо шире, чем нам известно. Ряд случайностей сохранил одни имена и позволил другим… Из прославленных судебных ораторов Аттики V в. до н.э. история сохранила нам… Суровый аристократ Антифонт, заплативший в 411 г. до н.э. за участие в антидемократическом (олигархическом) заговоре…
Риторика в эпоху Эллинизма
• Красноречие в эллинистической Греции
• Красноречие республиканского Рима
• Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.)
• Цезарь и аттицизм
• Рождение газеты
• Красноречие императорского Рима (I— начало II вв. н.э.)
• Эллинское возрождение и "вторая софистика"
После падения демократии в Афинах и образования эллинистических государств красноречие теряет самую благодатную свою почву — политическую. Так, при… В период правления македонских наместников Афины политически оскудели, другие… Обыкновенно судебное красноречие меркнет там, где его представители не совмещают свою адвокатскую деятельность с…
По сложившейся традиции годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 752 г до н э. Но бесчисленные войны с окружавшими Рим… Изначально римское государство было государством землепашцев и воинов,… Уже упоминавшийся Ф.Ф. Зелинский говорит об этом так: "В противоположность эллину с его агонистической душой,…
Гай Юлий Цезарь (101?100?— 44 гг. до н.э.) — знаменитый римский полководец и основатель империи — сыграл немалую роль в истории публицистики и… В бушующем океане политических страстей Рима периода гражданских войн Цезарь… Мысль о выдающихся достоинствах Цезаря-оратора и писателя подтверждается практически всеми древними авторами,…
В годы расцвета греческой демократии и в последующем существовании эллинского мира не было и намека на периодическую печать. Правда, уже при… Количество древних надписей римской эпохи, сохранившихся до наших дней,… В зависимости от важности сообщения и материального достатка заказчика надписи делались на мраморе, меди, досках,…
Первые христианские общины стали появляться в Восточном Средиземноморье в конце I в. до н.э. — начале I в. н.э. Общепризнанно, что наиболее ранние… По авторитетному мнению проф. И.С. Свенцицкой, "примерно около полувека… Ясно видно, что для автора посланий евангелие — не писание, а проповедуемое странствующими пророками…
Заключение
Почти тысячелетняя история развития греко-римской риторики наглядно выявляет общие закономерности функционирования публицистики в различных общественных структурах. Очевидно, что становление и расцвет красноречия связан с демократическими формами политического устройства, в то время как при автократических методах правления риторика перестает играть в государственной жизни сколь-либо заметную роль. Если при демократии ораторское искусство становится главным инструментом народовластия (в Народном собрании и в иных парламентских структурах) и защиты справедливости (в суде присяжных), то при утверждении единовластия оно служит целям распространения официальной идеологии как в случаях публичного прославления властителей и их побед, так и в школьном обучении. Наконец, если при становлении и расцвете демократии риторика почти не знала искусных приемов обольщения, а рассчитывала только на истинность доводов, нравственность и логику изложения, то есть апеллировала в основном к разуму слушателя, то в периоды политических кризисов многократно усиливаются способы эмоционального воздействия на аудиторию. Многочисленные и выверенные приемы изменяют истинное значение говоримого, помогают создать иллюзию надежности, или, напротив, ложности, там где их нет.
Формальный расцвет красноречия, именно в кризисные эпохи превратившегося в искусство, заставляет вспомнить о том, что в основании риторики как формы интеллектуальной деятельности лежат два разрушительных философских постулата: релятивизм и скептицизм. Оба философских явления стали реакцией греческого общества на распад мифологического сознания и отсутствие твердой идеологии (а следовательно, и морально-нравственной основы).
История свидетельствует о том, что век расцвета греческой риторики совпал с последними десятилетиями существования афинской демократии, а расцвет римского красноречия — с крушением Римской республики и утверждением единовластия. Вопрос о том, риторика ли породила политический кризис или политический кризис есть наиболее благоприятное время для развития риторики, является вопросом схоластическим. Ясно одно: Исократ, Демосфен, Цицерон, Мильтон, вне всякого сомнения, были выдающимися публицистами, мастерами слова. Удалось ли кому-нибудь из них силой своего слова отстоять собственные идеалы, сохранить воспетый ими политический строй? Ответ однозначен и не в пользу риторики1.
Риторика — оружие обоюдоострое. Формальные приемы ее предназначаются для защиты нравственности, справедливости, гуманизма, но на самом деле они не раз служили и противоположным целям. Разумеется, крупнейшие деятели теории и практики красноречия стремились облагородить риторику, прививая ей нравственность и патриотизм. В отличие от софистов Платон, Аристотель и Цицерон ставили во главу учения не утилитарный принцип "убедить любой ценой", а этическую норму ответственности оратора (равно — политического деятеля) за судьбу народа. Исократ предлагал оценивать нравственность политического оратора, настаивавшего на реформах, ростом благосостояния народа в государстве. Но тщетно. Идеи Аристотеля о большей убедительности истинного перед неистинным разрушались практикой риторики на всем протяжении ее функционирования в истории и политике. Цицерон сам нередко грешил против истины и поддерживал (в угоду сиюминутным политическим выгодам) те силы в римском обществе, которые, в конце концов, уничтожили и республику, и самого оратора.
На протяжении существования античной цивилизации риторика осталась системой формальных приемов и тропов, так и не обретя статуса мировоззрения. В оппозиции "мудрость — рассудок" риторика была свойством последнего — бытового, банального помощника выкручиваться, на что сетовал еще Аристофан в "Облаках". В ситуации крушения идеалов, развала устоев риторика — незаменимый помощник. В целях созидательных (речь идет об интеллектуальной деятельности) она уступает место утопии, мифологии — формам, устремленным в будущее, в отличие от апелляции риторики к прошлому.
Тем не менее влияние классического красноречия на европейскую цивилизацию трудно переоценить. Именно риторика как основа системы образования почти целиком переступила хронологические границы античного мира и органично вписалась в контекст культуры новых народов. Идеал классической риторики Рима — Цицерон был любим и отцами церкви (Августин, Иероним), и гуманистами (Петрарка, Эразм, Макиавелли), и классицистами, и просветителями... Риторика внесла свои коррективы в богословие и юриспруденцию, сочинения историков и писателей. Глобальные системы европейской культуры — классицизм, Просвещение, романтизм — тесно связаны с риторической традицией. Политическая публицистика, начиная с трактатов итальянских гуманистов и кончая агитаторами буржуазных и социалистических революций, строилась с учетом законов классической риторики. В странах, наиболее гордящихся своей демократией (например в США), риторика занимает значительное место в политической жизни и в образовательных программах.
Владение словом — мощное оружие. Хорошо бы вложить его в добрые руки.
1 В утешение будущим мастерам публицистики приведем мнение Виктора Гюго в романе "Собор Парижской Богоматери", утверждавшего: "Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией..."( Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 1976. С. 148). Демократия увенчана риторикой. Гибнут они обычно вместе.
Библиография
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. М., 1991.
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
- Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
- Аристотель и античная литература / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., 1978.
- Аристофан. Ахарняне // Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1954.
- Борухович В. Демосфен. М., 1985.
- Буассье Г. Картины древнеримской жизни. Очерки общественных настроений времен римских цезарей. СПб, 1896.
- Буассье Г. Собр. соч.: В 10 т. СПб, 1993. Т. 1.
- Буассье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914.
- Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.
- Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.
- Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М., 1991.
- Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.
- Геродот. История. М., 1969.
- Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.
- Грабарь-Пассек М.Е. Марк Туллий Цицерон // Цицерон М.Т. Речи: В 2 т. М., 1993. Т. 1.
- Грималь П. Цицерон. М., 1991.
- Дератани Н.Ф. и др. История римской литературы. М., 1954.
- Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. СПб, 1995.
- Зелинский Ф.Ф. Теория судебного красноречия // Цицерон. Поли. собр. соч. / Пер. В.А. Алексеева и Ф.Ф. Зелинского. СПб, 1901. Т. 1.
- Зелинский Ф.Ф. Художественная проза и ее судьба //Из жизни идей. СПб, 1911. Т. 2.
- Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.
- Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М, 1994.
- История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т. 1.; М., 1984. Т. 2.
- История греческой литературы: В 3 т. / Под ред. С.И. Соболевского и др. М.;Л„ 1955; 1946—1960. Т. 2.
- История римской литературы: В 2 т. / Под ред. С.И. Соболевского. М.,1959.
- Кессиди Ф.Х. Сократ. М, 1976.
- Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. М., 1988.
- Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство: Пособие к спецкурсу. М., 1980.
- Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб, 1993.
- Кузнецова Т.Н. Речи в "Истории от основания города" Тита Ливия// Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.
- Кузнецова Т.Н., Стрельникова И.Г. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.
- Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии. Т. 1. М., 1984.
- Лукиан. Избранное. М., 1962.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.
- Маковельский А.О. Софисты. Баку. Вып. 1. 1940.
- Маринович Л.Г., Кошеленко Г.А. Предисловие к изданию речей Лисия // Лисий. Речи. М., 1994.
- Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи // Античные теории языка и стиля. Антология текстов / Под общ. ред. О.М. Фрейден-берг. Л., 1996.
- Миллер Т.А. К истории литературной критики классической Греции V—IV вв. до н.э. // Древнегреческая литературная критика. М., 1975.
- Миллер Т.А. От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. М., 1991.
- Моммзен Т. История Рима: В 5 т. СПб, 1995. Т. 3.
- Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.
- Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977.
- Никитинский Н. Речи Исея и Демосфена. М., 1903.
- Павсаний. Описание Эллады. СПб, 1996. Т. 1—2.
- Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V вв. М., 1964.
- Петроний Арбитр. Сатирикон. // Петроний Арбитр. Апулей. М., 1991.
- Пиндар. Истмийские оды // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.
- Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
- Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.
- Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.
- Соболевский С.И. Галлы и Галлия до времени Юлия Цезаря // Гай Юлий Цезарь. Записки о войне с галлами. М., 1946—1947.
- Соболевский С.И. Лисий и его речи // Лисий. Речи. М., 1994.
- Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.
- Софокл. Антигона // Софокл. Драмы. М., 1990.
- Трухина Н.Н. Политика и политики "золотого века" римской республики (II в. до н.э.). М., 1986.
- Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.
- Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.
- Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1973
- Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.
- Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.
- Федоров М.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. М., 1981.
- Фолькманн Р. Реторика греков и римлян. Ревель, 1891.
- Фрейберг Л.А. Попова Т.В. Византийская литература IV—VI вв. // Памятники византийской литературы IV—IX вв. М., 1968.
- Цицерон. 2000 лет со времени смерти: Сб. статей / Ред. колл. Н.Ф. Дера-тани, С.И. Радциг, И.М. Нахов. М., 1956.
- Цицерон: Сб. статей / Отв. ред. Ф.А. Петровский. М.,1956.
- Чанышев А.Н. Аристотель. М.,1981.
- Штаерман ЕМ. SHA как исторический источник // ВДИ. 1957. № 1.
- Ягодинский И.И. Софист Протагор. Казань, 1906.
- Balsdon J.P. The Veracity of Caesar.- Greece and Rome, IV (1957).
- Bringmann K. Studien zu den politischen Ideen des - Isocrates. Gottingen. 1965.
- Grassi E. Rhetoric as philosophy: The humanist tradition. Lnd., 1980.
- Jachmann G. Caesartext und Caesarinterpolation. — Rh.Mus., 89 (1940).
- Lewis J.D. Isegoria at Athenes: When did it Begin? — Historia, 1971, V.20.
- Malkovati H. Oratorum Romanorum Fragmenta. Turin, 1955.
- Norden E. Die antic Kunstprosa vom Vl.Jahrhundert. v.Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898.
- Vlastos Gr. Equality and Justice in Early Greek Cosmologies. — Studies in Presocratic Philosophy. L, 1970.
- Woodhead A.G. ISTORIA and the Council of 500. — Historia, 1967.