Проблема бытия в философии

Проблема бытия – одна из главных проблем в философии, изучению которой посвящен специальный раздел философии – онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по - существу, ставит проблему бытия в центр любой философской концепции. Однако попытки раскрыть содержание этой категории сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно.

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Мыслители Древней Индии и Китая, античности в первую очередь интересовались онтологией, пытались понять сущность бытия. Исходным понятием, на базе которого строилась философская картина мира, является категория бытия. Однако попытки раскрыть содержание данной категории сталкивается с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслителя, в частности Гегель[1], полагали, что категория бытия – пустая абстракция. Однако «онтологический переворот» ХХ века способствовал возврату интереса к категории бытия, к определению его подлинного значения.

Содержание бытия как философской категории отлично от обыденного его понимания. Бытие в обыденном понимании – это все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философу же важно выяснить, что такое «быть», «существовать»? Отличается ли существование слов от существования идей, а существование идей – от существования вещей? Как объяснить существование вещей – «из них самих», или искать основу их существования, например, в первоначале? Существует ли Абсолютное бытие? И, наконец, каковы особенности человеческого существования, его связи с Абсолютным бытием, каковы возможности совершенствования своего бытия? В конечном итоге – вопрос о бытии – это вопрос о преодолении небытия, о жизни и смерти.

Итак, исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия – универсальная категория. Универсальный характер ей придает предельный уровень обобщения и общемировоззренческая направленность. Бытие как философское понятие, фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

Любая форма общественного сознания, будь то мифология, религия, фило­софия, наука, в своей основе предполагает анализ исходных и общих принципов существования мироздания, или «предельных оснований» бытия. Так, Библия начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых носит название «Бытие». Огромное количество естественнонаучной и философской литературы посвящено исследованию проблемы бытия Природы, Духа и человека. Такая общность темы исследований не случайна. Необходимость рационального осмысления мироздания, его происхождения, вещественной и пространственно-временной структуры, смысловой составляющей его существования — вот исходные причины внимания к проблеме бытия.

Актуальный статус проблеме бытия придает и то, что, во-первых, построение любой теоретической модели мира требует анализа категорий предельной степени общности, а во-вторых, сопряжение бытия мира и бытия человека определяет необходимость осознания смысла человеческой жизни в контексте целесообразности природных явлений и процессов.

Категория бытия — это предметная область онтологии, которая является структурным элементом философии. Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма). Задача онтологии — исследование наиболее общих мировоззренческих проблем, в ряд которых и входит проблема бытия.

Потребность в постижении смысла бытия возникает из материальной и духов­ной деятельности человека, из постоянно присутствующей в его действиях целесообразности. Иными словами, жизнь человека должна быть осмыслена. Определить основы и целесообразность существования материального мира, общества и человека значит придать бытию реальный смысл. Это и есть одна из основных задач философии, ее «основной вопрос».

Следовательно, философская проблема бытия определяется следующими рассуждениями:

1. Смысл бытия мироздания определяется законами его существования и развития. Поэтому многие физические явления «имеют смысл» в «механизме» развития самой Вселенной. Осмысление этих явлений позволяет постичь сущностные основы мироздания, закономерности неорганической, органической и социальной эволюции.

2. Смысл бытия человека определяется потребностью увязывания смысла чело­веческой жизни с более общим смыслом эволюционирующей Вселенной, которая имеет определенную направленность в своем развитии, как бы «устремленность» к некой «глобальной цели». Стало быть, решение философской проблемы бытия начинается с поисков бытия как высшей реальности (Абсолютной реальности), на основе которой мож­но постичь и смысл человеческого существования.

Итак, философская проблема бытия — это проблема осознания «исходных начал», «первых причин», целей и смысла существования мира в его целостности, системности и развитии; мира, который определяет смысл человеческого существования.

Категория бытия. Бытие общего и индивидуального, материального и идеального.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Философия рассматривает мир как единое целое, во всем его многообразии, вместе с присутствующим в нем человеком. Отвлекаясь от различий явлений между собой [материальных (вещи внешнего мира) и идеальных (мысли, представления, эмоции), природных (атомы, реки и галактики) и социальных (общественные отношения, социальные группы и организации)], абстрагируясь от свойств, которые отличают живое от неживого, одну конкретную вещь от другой и т.д., мы выявляем признак, общий для всего что существует. Этот признак есть именно существование, или бытие всех явлений. Все явления мира как материальные, так и идеальные, природные и социальные и т.д., обладают бытием.

Бытие – это то, что остается от предмета, когда мы отбросим все его конкретные свойства. Это отражается и в языке. Все суждения о вещах и явлениях включают явно или неявно слово “есть”. Мы говорим: Иван есть человек, что означает: 1) он [Иван] действительно существует, является чьим-то сыном, мужем, живет и работает в конкретном городе и т.д.; 2) Иван обладает соответствующими родо-видовыми признаками, позволяющими утверждать, что он [Иван] – человек. Отбросив в каждом из этих суждений конкретные свойства, получаем то, что Иван есть, т.е. обладает бытием. Таким образом, понятие бытия присутствует незримо в языке.

В то же время необходимо подчеркнуть, что бытие любой конкретной вещи - это вопрос факта в том смысле, что данная вещь существует либо не существует независимо от наших рассуждений о ней. Представим, что мы смогли каким-то образом логически обосновать положение, что человек по имени Иван существует, но ведь в следующий момент он может перестать существовать. И все наше обоснование окажется неуместным. Или доказали, что Иван не существует, а он возьмет и появится на свет. Поэтому любые логические доказательства существования определенной, вот этой вещи или вот этого явления неосновательны.

Можно обосновать, ссылаясь на законы природы и логики, возможность или невозможность существования какого-то вида явлений; например, обосновать, исходя из свойств таблицы Менделеева, возможность существования определенного химического элемента или, опираясь на законы термодинамики, доказать невозможность существования вечного двигателя. Но нельзя логически доказать существование либо не существование конкретного предмета.

Однако вообще существование в мире чего-то определенного и конкретного, т.е. каких-то вещей и явлений, не может быть поставлено под сомнение, потому что сама попытка представить, что ничего в мире не существует, приводит к логическому противоречию: ведь ясно, что, по крайней мере, должен существовать хотя бы тот, кто пытается представить, что ничего в мире не существует.

Итак, обо всех вещах и явлениях мира можно утверждать, что они существуют и обладают бытием. Присматриваясь к бытию определенных вещей и явлений, мы обнаруживаем второе их общее свойство: бытие вещи и явления - преходяще. Вещи и явления возникают, длятся и исчезают во времени, а также занимают ограниченное место в пространстве. Сам язык указывает на это их свойство, ведь мы говорим “определенные вещи и явления”, т.е. имеющие предел, ограничивающий их бытие во времени и в пространстве.

Любая конкретная вещь заполняет определенное место в пространстве (обладает протяженностью), ограниченное во времени (в какой-то момент появилось и через какое-то время исчезнет), как и мысль, принадлежащая конкретному человеку, и в этом смысле она также пространственно ограничена, и во времени она также ограничена и будет вытеснена другой мыслью. Преходящий характер любого явления и любой вещи мы будем выражать через понятие “бытие-в-мире”. Итак, любой вещи или явлению присуще бытие-в-мире.

Продолжая изучать вещи и явления, мы обнаруживаем третье общее свойство: каждое бытие-в-мире в своей пространственной и временной границе переходит не в ничто, но в некоторое нечто, именно в другое бытие-в-мире: вещь или явление. Вода при закипании превращается в пар, который в своей границе переходит в окружающий его воздух в данном помещении, который, в свою очередь, соприкасается с воздухом вне его, за пределами этих стен, где начинается пространство, заполненное снова воздухом, образующим атмосферу планеты. Эта атмосфера переходит в космический газ, в котором, в свою очередь, движутся планеты, звезды, галактики и т.д. И во времени вещи и явления, исчезая, переходят не в ничто, но в другое состояние. Итак, одно бытие-в-мире сменяется другим в пространстве и во времени, образуя бесконечный ряд бытий-в-мире. Этот бесконечный ряд явлений и есть то, что можно назвать миром в целом.

Обратим внимание и на то, что мир в целом, хотя и состоит из преходящих вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени, сам не может иметь границу в пространстве и во времени. Обнимая все, что существует, он не может занимать определенное и, следовательно, ограниченное место, так как это означало бы, что далее начинается что-то иное, чем он сам. Он также не возникает и не исчезает во времени, потому что это снова означало бы переход во что-то иное, чем он сам. Чтобы подчеркнуть это отличие мира в целом от отдельных вещей и явлений, мы будем использовать понятие “бытие мира”.

Бытие-в-мире и бытие мира выступают как противоположные понятия: первое преходяще и ограничено, второе вечно и безгранично. С другой стороны, понятия бытие-в-мире и бытие мира взаимосвязаны. В самом деле, рассматривая бытие-в-мире, мы перешли к бытию мира, а анализ бытия мира приводит нас обратно к бытию-в-мире, т.е. к существованию отдельных вещей и явлений, из которых состоит бытие мира.

Между вещью, рассматриваемой в целом, и миром в целом существует еще одно важное сходство. Мир в целом мы не можем обозреть, так как всегда имеем дело лишь с тем или иным его фрагментом. Современная космология утверждает, что мир, который открывается нам в радиотелескопах, составляет лишь часть Метагалактики, в которую входит наша галактика Млечный путь. Предполагается, что такого рода метагалактик во Вселенной множество. Также можем созерцать мир лишь вот в этот момент времени.

Но и отдельную вещь мы тоже не способны созерцать всю целиком, со всех ее сторон одновременно. Можно лишь мысленно достроить образ в воображении. Можно увидеть вещь лишь такой, какой она в данный момент времени нам является, но не созерцать ее во всей совокупности состояний во времени, т.е. в том числе ее прошлых состояний и будущих. И конкретного человека мы воспринимаем всегда лишь частично: вот в этот момент времени, вот эту сторону тела, его мысли вот в этот момент времени. И мир в целом, и отдельная вещь в целом нам никогда не даны актуально для наших органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.д. То и другое представляются лишь в виде мысленных образов, деятельности памяти, мысленных экстраполяций и обобщений.

Итак, любую вещь можно представить как совокупность сменяющих друг друга в пространстве и во времени бытий-в-мире, и в то же время вещь можно рассматривать как своеобразное подобие бытия мира. Это говорит об универсальности данных философских понятий.

Следует ответить и на вопрос: является ли вся совокупность явлений в пространстве и во времени, составляющая бытие мира, единством, или это есть лишь совокупность, в которой каждое явление существует само по себе, изолированно, сменяя друг друга во времени и в пространстве?

Рассмотрим суть вопроса.

Вариант первый. Мир имеет множество исходных оснований бытия. Данную плюралистическую концепцию рассмотрим на примере монадологии Г. В. Лейбница (1646 – 1716), считавшего, что мир представляет собой совокупность множества субстанциональных единиц – монад, которые выступают предметами всех возможных простейших истинных высказываний о мире. Монады сами из себя творят восприятие самих себя и окружающего мира. Каждая монада сугубо индивидуальна, обладает непроницаемыми границами, но от других монад отличается дифференциалом деятельной жизненной силы. Тем самым количественная интерпретация природы, характерная для механицистов, дополняется качественными характеристиками. Непрерывная цепь монад выявляет постепенность всех переходов в природе, как и в человеческом сознании, которые образуют неуловимо малые, бессознательные представления. Но как же объяснить это соответствие, если каждый из нас сам творит свое собственное восприятие окружающего мира? Лейбниц вынужден вводить так называемого «Великого часовщика», который однажды завел все монады таким образом, чтобы их восприятия мира соответствовали друг другу. Этим Великим часовщиком для него является Бог.

Вариант второй. Мир многообразен, но в основе этого многообразия лежит единое начало, объединяющее мир в некую систему. Эта точка зрения называется монизмом. В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм (в виде религиозной или светской разновидности) и материалистический. В первом случае в качестве единого начала принимается духовное начало (Платон, Гегель и др.). Во втором случае в качестве такого начала принимается материя.

Фридрих Энгельс в XIX веке пишет о том, что открытие органической клетки говорит в пользу материалистического монизма. Но оказалось, что живая органическая клетка не есть просто совокупность химических и электрических процессов, ее жизнь регулируется информационными процессами, наследственной информацией и т.п. То есть в основе жизни клетки лежит записанная в ней самой информация, слово.

Данные науки говорят, что видимая Вселенная произошла в результате взрыва сверхплотного «первоатома» около 15 миллиардов лет назад, и до сих пор галактики разбегаются в разные стороны с возрастающей скоростью. Итак, было начало мира. Но кто же запустил этот процесс? Причем выяснилось, что процесс пошел таким образом, чтобы в конечном счете появился наблюдатель этого процесса – человек. То есть взрыв был с самого начала запрограммирован на появление человека. Хотя процесс мог пойти иначе. Это открытие в современной науке называется антропным принципом. От слова “антропос” – человек. Мир в целом и человек с его сознанием как-то связаны между собой. Поэтому, отталкиваясь от результатов науки, можно одинаково найти доказательства в пользу как материального, так и духовного единства мира. То есть само по себе научное изучение мира не позволяет делать однозначный вывод. Это вопрос мировоззренческого выбора.

Кроме плюрализма и монизма, возможна и третья позиция – дуализм. Согласно этой позиции существуют две, несводимые друг к другу основы – духовная, в виде мышления, и материальная, в виде телесной субстанции, заполняющей пространство. Это точка зрения французского мыслителя XVII века Рене Декарта. Как и Лейбниц, Декарт вводит идею Бога, который гарантирует соответствие телесных движений и наших мыслей. Бог делает так, что моя мысль и действие моей руки совпали, чтобы законы природы и законы мышления соответствовали друг другу, поэтому мир познаваем.

Таким образом, бытие – это реально существующая, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат – это то, из чего все сделано. Субстанция – более общее понятие, это первооснова всего существующего, внутреннего единства всего многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводим еще одну важную категорию – «действительность». Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность – это объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.