Диалектика как учение о развитии, многообразных связях и отношении

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Отношение к диалектике в философии неоднозначное: одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, который сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объективную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе). Другие (Мерсье, Бзежинский) утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу.

Основными принципами диалектики являются:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития;

- принцип системности;

- принцип причинности;

- принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов и процессов.

Содержание этих принципов оказалось достаточно эвристично и, по сути, предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».

Не менее значимым оказался для науки и практики и принцип всеобщности развития. В нынешнем естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили диалектическую аксиому о всеобщем характере процессов развития.

Причинность – наличие связей, где одна порождает другую. Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений получило название детерминизм (от лат. determinare — определять, ограничивать). Детерминизм противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В объективном смысле детерминизм есть обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами, состояниями. Другими словами философия определяет наличие в мире отношения объективного обусловливания. Необходимо выделить разновидности связей: внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные.

Существенные связи – это устойчивые, глубинные связи, определяющие специфику данного явления. Закономерные связи – это законы, характеризующие необходимую связь явлений, ход их развития.

Детерминация проявляет себя в категориях: связь и взаимодействие. Существование же всеобщего взаимодействия всех явлений и является исходной предпосылкой детерминизма.

Принципы детерминизма:

1. всеобщая обусловленность материальных систем и процессов;

2. в основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная производительность (событие имеет причину);

3. многообразие типов детерминации (хотя каждое явление имеет причину, но существует многообразие отношений между явлениями, которые одинаково важны);

4. закономерность или регулярность отношений обусловливания.

Отношение причинения – генетическая связь между явлениями, при которой одно явление называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие. Следствие – результат взаимодействия.

Выделяют два типа взаимодействия.

типы взаимодействия

 

 

Взаимодействие, которое ведёт к изменению состояний и свойств в уже существовавших объектах   А В (тело) (вирус)   А1 В2   Взаимодействие, которое порождает новые объекты   А В (электрон) (позитрон)   С (2 фотона)

 

Выделим признаки причинного отношения:

1) наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения (причина не просто предшествует следствию во времени, а генетически обусловливает его возникновение и существование, на что обратил внимание Гегель). Причинение это субстанциональная связь.

 

 
 


 


перенос вещества, энергии, информации

(если этой связи нет, то исключается и само причинение

(теория относительности)

(связь реальная с конечной скоростью)

 

2) однонаправленность причинного отношения (необратимость) (причина всегда предшествует следствию);

3) необходимость и однозначность (независимо от локализации в пространстве и времени). Закон причинности: равные причины порождают равные следствия.

4) пространственная и временная необходимость

 
 

 

 


между ними временной интервал,

который заполнен цепью необходимых, связанных между собой причинных событий

Цепи причинения (виды причинных связей):

1. однолинейные: причина – следствие (причина) – следствие -..

2. двулинейные с обратной связью (холодильник – терморегулятор).

3. разветвляющаяся цепь причинения (причина одна – следствий много).

Философский детерминизм включает и непричинные связи или виды обусловливания. Следует выделить:

1. функциональные связи (между отдельными свойствами или характеристиками предмета, состояние газа определяется параметрами - t, V, P – один для другого не являются причиной, но вместе с тем находятся во взаимодействии);

2. связь состояний ( взаимодействие электромагнитных полей, планет, но отсутствует элемент производных т.е. нового состояния сущности);

3. вероятностная детерминация;

4. целевая, или телеономная детерминация (человек – целеполагающая деятельность, робот – целеисполняющая деятельность).Телеономия – это закономерная связь процессов, которые определяются начальной программой (в живой природе в форме органической целесообразности, характерной для человеческой деятельности).