Проблема истины в философии. Практика как критерий истины

Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания, к которой направленная вся гносеологическая проблематика. Поэтому все философские направления и школы во все времена старались сформулировать свое понимание природы и сущности истины.

Классическое определение истины, которое потом стало традиционным в философии, дал Аристотель, определив истину как соответствие наших знаний действительности. Тем не менее, это определение было настолько широким и абстрактным, что его придерживались все философы как материалисты, так и идеалисты, как диалектики, так и метафизики. Это определение истины признавали такие разные за своими философскими взглядами мыслители, как Ф.Аквинский и П.Гольбах, Г.Гегель и Л.Фейербах, а также К.Маркс и его последователи.

Специфика современного понимания истины заключается, во-первых, в том, что действительность, отображенная в истине, трактуется как объективная реальность, которая существует независимо от сознания; во-вторых, познание и его результат - истина неразрывно связанны с предметно-чувствительной деятельностью человека, с практикой. Истина - это адекватное отображение объекта субъектом, которое воссоздает объект таким, которым он существует независимо от сознания субъекта познания.

Современная материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: "объективная истина", "абсолютная истина", "относительная истина", "конкретность истины", "заблуждения".

Объективная истина определяется как такое содержание человеческих знаний о действительности, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Нужно обратить внимание на то, что в этом определении делается ударение на независимости от субъекта именно содержания истины. Но истина не может быть абсолютно независимой от субъекта познания. На всех этапах своего развития человеческое познание и его результат - знание, было и будет диалектическим единством объективного и субъективного, поскольку на всех этапах картина мира своим источником имеет тот или другой уровень развития практики. Положение об объективности истины не означает, что она является элементом объективного мира. Истина - это теоретическая форма решения разногласия между субъектом и объектом в процессе познания. Будучи результатом субъективной деятельности человека, истина в тот же время в своем содержании воссоздает действительность и тем самым не зависит от субъекта. С другой стороны, будучи характеристикой знания и всегда существуя в субъективной форме, она характеризует знание не из его субъективной стороны, а с точки зрения его объективного содержания.

Современная материалистическая гносеология, рассматривая познание как общественно-исторический процесс, подчеркивает, что истина также есть исторически обусловленным процессом.

Познание мира никогда не может быть абсолютно завершенным, оно постоянно совершенствуется, обогащаясь все новым и новым содержанием. В этом плане любое знание, зафиксированное на том или другом конкретно-историческом этапе, является неполным, неточным, в определенной мере односторонним, мы имеем дело лишь с относительной истиной.

Относительная истина - это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отображает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Относительная истина включает и такие моменты, которые в процессе дальнейшего развития познания и практики будут изменяться, углублять, уточняться, заменяя новыми. Исторический процесс развития познания именно в том и заключается, что неполное, одностороннее знание заменяет более точным. Тем не менее, относительность наших знаний, их незавершенность не означает, что в них отсутствующее объективное содержание. В той мере, в которой картина мира определяется не волей и желанием субъекта, а реальным положением вещей, она является объективной истиной.

Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, которое тождественно своему предмету и не будет опровергнуто дальнейшим развитием познания и практики. Абсолютность истины связана с ее объективностью. Поскольку истина объективная по смыслу, она одновременно есть и абсолютной, но только в определенных границах. Именно поэтому объективная истина неизбежно не только абсолютная, но одновременно и относительная, т.е. она есть абсолютной лишь в определенных границах, по отношению к ним. Самые же эти границы определяются уровнем исторического развития познавательной и практической деятельности субъекта.

Существует одна истина - объективная по смыслу, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное - это два необходимых момента объективной истины. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютной, предопределяет и предусматривает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, дается человеку лишь через относительные истины, которые находятся в бесконечном процессе постоянного развития. Относительные истины - это ступени, определенные этапы на пути достижения абсолютной истины. На каждом этапе познания мы имеем дело лишь с относительно истинным, ограниченным знанием.

Каждая объективная истина есть абсолютной лишь в определенных границах, по отношению к конкретным условиям, переход которых превращает истину в ее противоположность - в заблуждения. Истина и заблуждения подобно всем логическим категориям, которые считаются полярными противоположностями, имеют абсолютное значение только в рамках чрезвычайно ограниченной сферы. Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воспроизводится неадекватно, это неумышленное искажение действительности в представлениях субъекта. Оно имеет определенные закономерные основания для своего существования, будучи необходимым моментом и результатом познания и практики. Это обусловлено закономерностями развития самого процесса познания, когда субъект, вступая в сферу неизвестного, вынужден применять те знания и средства познания, произведенные в других исторических условиях предыдущими поколениями, и распространять их на качественно новые объекты и новые условия. В результате само прогрессивное развитие науки может порождать и довольно часто порождает заблуждение.

В реальном процессе познания заблуждение, как и истина, есть его закономерным результатом. Познания осуществляется через единство и борьбу полярных противоположностей - истины и заблуждение. Постоянное их сосуществование и взаимодействие своим источником имеют практику, поскольку именно она является основой познания в целом, а, значит и его результатов.

Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания, связаны с определенными условиями, в которых находится объект.

Практика выполняет функцию критерия истины как целостный процесс. Практика – есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, что позволяет обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.

Практика – конкретная деятельность людей, направленная на преобразование окружающего мира и самого человека. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни, прежде всего потребностями практической деятельности людей. Практика является конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. Практика является критерием истины.

Функции практики – то, чем она является:

- критерием истины;

- основой познания;

- цель познания, способом приложения знаний;

- результатом познания.

Главные виды практики: материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент, социальные действия, преобразование общественного бытия.

Преобразуя действительность, практика преобразует и своего носителя – человека, субъекта познания.