Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток

Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений. В ходе этих лекций мы дадим четыре значения понятия цивилизация.

Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому можно сказать, что человеческая цивилизация есть то, в чем мы возвышаемся над биологическим в нас. Отождествление цивилизации и культуры часто проявляется в языке. Например, мы употребляем выражения “культурный человек” и “цивилизованный человек” как имеющие одинаковый смысл. В фантастической литературе пишут о внеземных цивилизациях или внеземных культурах: марсианская цивилизация, культура Венеры, цивилизация созвездия Гончих Псов.

Второе значение. Цивилизация понимается как определенная ступень развития человеческой культуры. Сначала идет этап дикости - сотни тысяч лет: общество, которое живет за счет собирательства того, что дает природа в готовом виде, отсутствуют орудия труда или они чрезвычайно примитивные. Затем варварство - десятки тысяч лет: люди живут охотой, рыболовством, огородничеством, есть орудия труда, еще нет государства.

Далее идет цивилизация - ее возраст до полутора десятка тысяч лет. Этап цивилизации длится до сих пор. Хотя некоторые племена в отдаленных регионах земли остались на стадии варварства или даже дикости.

Что представляет собой общество на стадии цивилизации? Имеется разделение на умственный и физический труд, имеются классы и сословия, более или менее развиты товарно-денежные отношения. В варварском же обществе обмениваются непосредственно продукты на продукты, так до сих пор происходит у некоторых племен.

На этапе цивилизации возникает религия с системой ценностей, которые направляют и регулируют поведение людей, их мораль, правовые отношения, отношения собственности. Но самый очевидный признак цивилизации и выхода из варварства состоит в наличии государства с управленческим аппаратом (чиновничество), органами принуждения (армия, полиция, тюрьмы) и налогами. Можно сказать так: есть в обществе государство - совершился переход к цивилизации; нет государства, значит, все еще варварство.

Раньше считалось, что государство возникает вместе с классами. Теперь выяснилось, что государство возникает раньше классов при объединении племен для решения общих задач: защита от врагов, проведение крупных совместных работ – строительство каналов, пирамид и т.д.

Переход к цивилизованному состоянию совпадает с переходом к земледелию и скотоводству, т.е. к производству того, что в готовом виде в природе не существует. Возникает металлургия, гончарное искусство, кораблестроение, атомные электростанции, выводятся особые породы животных или виды злаков, которых в природе нет. Однако в конце концов все эти преобразования могут привести к нарушению природного равновесия. Сейчас подсчитано, что цивилизационный путь развития может продолжаться от силы еще несколько десятилетий – до середины XXI века. Далее могут начаться катастрофы – демографическая (от перенаселения), или экологическая (от нарушения природного равновесия), или тепловая, или, наоборот, начнется всеобщая зима, или всеобщая радиационная смерть. Богатый выбор. Поэтому необходим переход человечества к другому способу бытия, не приводящему к нарушению равновесия с природой.

Третье значение понятия цивилизация. Цивилизация - категория для характеристики разнообразия одновременно существующих типов общества.

Например, в античности одновременно сосуществовали, часто даже очень мало зная друг о друге, древнегреческая цивилизация, азиатские деспотии, Древний Египет, китайская цивилизация.

В средние века параллельно существовали арабская цивилизация, Китай, Япония, европейская христианская цивилизация. В Америке в это же время существовали цивилизации инков, майя, ацтеков. В Тропической Африке существовали мощные негритянские государства с почтами, дорогами, централизованной властью. Цивилизации в Америке и Африке были уничтожены европейцами, которые нуждались в золоте и рабах.

В наше время можно говорить об одновременном сосуществовании западного общества с рыночной экономикой и так называемых развивающихся стран, которые сами распадаются на качественно различные типы обществ.

Важно, что мы здесь имеем разнообразие человечества в пространстве. Одновременно существующие цивилизации – это качественно различные общества со своими ценностями, взглядом на мир, с пониманием сущности человека и Бога. И лишь вместе они составляют человечество.

Конечной причиной разнообразия цивилизаций является различие в природных условиях, в которых живут общества: климатические, географические, этнические и др.

Все цивилизации можно разделить на два больших класса. Первый класс – общества, которые качественно не меняются в течение столетий и тысячелетий. Такие общества основаны на повторе однажды сформировавшихся экономических, политических структур и ценностей.

В этом классе можно выделить три варианта. Первый вариант - налицо естественное изобилие жизненных благ, например, много плодородной земли, мягкий климат. Все это не заставляет развивать производительные силы и интеллектуальные способности. Так обстоит дело во многих районах Африки. Например, в Древнем Египте условия жизни были настолько благоприятны, что государству приходилось специально расходовать излишек благ и человеческих сил на сооружение гигантских пирамид, которые затем благополучно забрасывались.

Второй вариант - наоборот, крайняя скудность и суровость условий для жизни. Это заставляет без остатка тратить все силы, физические и умственные, на простое поддержание самой жизни и не дает возможности сколько-нибудь развиваться. Примером могут служить северные народы. Ясно, что бессмысленно от них ждать перехода на основе чисто внутреннего развития к рабовладельческому строю, потом к феодальному и т.д. Эти народы столетия и тысячелетия могут вести один и тот же образ жизни.

Третий вариант. Природные условия таковы, что необходим массовый коллективный труд, например, для сооружения оросительных каналов или сбора урожая на больших пространствах в ограниченное из-за особенностей климата время, или необходимо напряженное освоение больших пространств. Сюда можно отнести Россию, Китай. В этих условиях неизбежным становится централизованное управление и контроль, поэтому возникают мощные деспотичные государства с армиями, колоссальным чиновничьим аппаратом и т.д. Любые серьезные изменения строя и культуры связаны в этих условиях с большими трудностями. И даже после радикальных изменений все через некоторое время более или менее возвращается к прежнему типу жизни.

Например, Октябрьская революция в России после гражданской войны и всех преобразований в конечном счете вернула Россию в прежнее состояние, из которого пытался вырваться еще царизм, именно - к крепостному строю в виде колхозов, абсолютной власти теперь уже Генерального секретаря; вернулись к постоянным войнам и расширениям территории: присоединение Прибалтики, Западной Украины, Молдавии, попытка то же самое сделать с Финляндией.

Общей чертой цивилизаций, которые существуют в неизменном виде столетия и тысячелетия, является то, что отдельный человек или отдельная семья не выступают самостоятельными субъектами. Например, здесь не работает английская поговорка “мой дом – моя крепость”. Самостоятельным субъектом выступает лишь община, родовой коллектив или общество в целом в лице государства. Личность растворяется в общественном целом. Соответственно в таких цивилизациях вырабатываются ценности и мировоззрения, которые отвергают какое-либо обновление, всякое серьезное изменение оценивается как что-то противоестественное, нарушающее нормальную жизнь, заветы предков, богов и т.п.

Однако именно в обществах с деспотическим централизованным государством впервые возникают искусство, литература, начатки науки, философия, такие изобретения, как книгопечатание, компас, порох. В этих обществах были прекрасные дороги, поэзия, математика, интеллигенция, в то время как в Европе еще ходили в шкурах и не знали письменности.

Второй класс обществ. Здесь самостоятельным субъектом выступает не только общественное целое – племя, община, общество в целом, но и отдельный человек, отдельная семья, сохраняющие относительную самостоятельность – экономическую и духовную. Дело в том, что природные условия таковы, что отдельная семья может содержать себя за счет собственного труда. В то же время нет развращающего изобилия естественных богатств в виде чрезмерно плодородной земли, ископаемых. Главной фигурой в таких обществах постоянно выступает свободный крестьянин. Так было в германских обществах, в Древней Греции, на территории Киевской и Новгородской Руси.

Такие общества оказываются способными к качественным прогрессивным изменениям, у них есть история. Эти общества располагались на сравнительно малой территории – в Западной Европе и Киевской Руси. Что-то около 10 % всей земной суши. А вокруг много совершенно другого типа цивилизаций – вся Азия, Африка, еще не открытые Америка и Австралия. К цивилизациям, способным изменяться во времени, применимо понятие общественно-экономической формации, которое было выработано К. Марксом.

В отличие от понятия цивилизации, которое характеризует изменение человечества в пространстве, понятие формации характеризует общество или человечество со стороны изменений во времени.

У Маркса есть место в одном из писем к русской революционерке Вере Засулич, где он указывает, что его теория формации возникла как обобщение истории Западной Европы, а вот насколько эта теория применима к другим обществам, например к России, это надо специально смотреть. Но потом В.И. Ленин его теорию, вопреки предупреждению ее основателя, объявил универсальной.

Что такое общественно-экономическая формация? Это – общество, взятое в своей конкретно-исторической определенности. Или по-другому – это исторически-определенная общественная система, рассматриваемая в процессе ее возникновения, функционирования и переходе в другую систему. То есть общественно-экономическая формация возникает, развивается, а затем сменяется другой общественно-экономической формацией. Например, рабовладельческий строй в Древней Греции и Древнем Риме был заменен феодальным, который позднее был вытеснен буржуазной формацией. Таким образом, здесь нет неизменности в течение столетий и тысячелетий, есть смена одной формации другой.

О соотношении Запада и Востока как разных типов цивилизаций. Европейцам кажется нормальным обществом такое, где есть свобода личности и права человека, частная собственность, деление на классы, развитие науки, техники, философии, свободный диалог по всем вопросам, многопартийность и т.д. А общества с другими ценностями кажутся отклонением от нормы. Но на самом деле именно это “отклонение от нормы” существовало и в какой-то степени до сих пор существует на подавляющей территории, по сравнению с которой Европа – маленький пятачок. И вся история Европы с ее сменой формаций в течение двух с половиной тысячелетий есть краткий миг по сравнению с многими тысячами лет жизни других типов цивилизаций.

Эти другие типы цивилизаций обобщенно называют Востоком, или азиатскими обществами, хотя сюда входят цивилизации Африки и доколумбовой Америки. Их называют еще азиатским способом производства - понятие, выдвинутое и разработанное К. Марксом, или строем типа восточной деспотии, по Г.В. Плеханову. Под это определение можно подвести также дореволюционную Россию, в которой, правда, в начале века уже начинал развиваться все более бурными темпами общественный уклад европейского типа.

Азиатский способ производства – это строй не рабовладельческий, не феодальный и не буржуазный. Экономической основой его являются крестьянские общины с натуральным производством, которые не связаны между собой товарным обменом и полностью погружены во взаимоотношения с природой. В таких общинах господствует коллективная, общественная собственность.

В качестве политической надстройки над этими общинами возвышается государственно-чиновничий аппарат, который тоже живет своей собственной жизнью. Он управляет страной при помощи коррупции, налогов и репрессий, воюет с другими государствами, занимается интригами и дворцовыми переворотами.

Этому обществу соответствует идеология, в основе которой лежит обожествление императора, или вождя, или очередного Генерального секретаря. Император или вождь – верховный собственник земли и подданных, правит, опираясь на чиновничий аппарат, армию и репрессивные службы.

Такое общество очень устойчиво, оно может существовать столетия и тысячелетия. Народные восстания приводят лишь к его укреплению. Например, восстания Болотникова, Разина, Пугачева приводили к укреплению крепостнического строя в России. После Октябрьской революции многочисленные восстания рабочих и крестьян, например, кронштадский мятеж, тамбовское восстание, приводили лишь к закреплению возникшего в результате гражданской войны советского государства.

Такое общество изменяется лишь под каким-нибудь внешним воздействием, например, в силу природных бедствий, или агрессии со стороны, или прямого истощения людских и природных ресурсов. Тогда оно вынужденно меняется, или просто погибает. Например, перестройка в Советском Союзе началась, когда старые нефтяные месторождения были истощены, а новые было очень трудно освоить, в то время как страна жила на валюту, выручаемую от продажи нефти. Важно, что старый строй не перерастает плавно в новый строй, обязательно все происходит через катастрофу и развал старого, нет преемственности и плавного перехода. Действует формула: или – или.

Этот строй обладает огромной мощью по отношению к собственному народу, но очень уязвим со стороны агрессии более развитых обществ. Например, громадный Китай, а также Россия были беспомощны в войнах с маленькой Японией в конце XIX-начале XX веков. Но именно под воздействием этих войн в России и в Китае начались революционные изменения. Другой пример: вся громадная Америка с мощными империями инков, майя, ацтеков была быстро завоевана несколькими сотнями испанских авантюристов, которые вошли в эти империи, как нож в масло.

Дело в том, что в таких обществах не развивается инициатива личности. Люди действуют по команде сверху. Если использовать теорию Льва Гумилева, то можно сказать, что в таком обществе нет пассионариев, т.е. людей с избыточной энергетикой, потому что такие люди планомерно устраняются государством. Производство основано на традиции, на повторе освоенного тысячи или сотни лет назад.

В то же время в таких обществах редко кто умирает с голоду, нет безработных, конкуренции. Развито социальное обеспечение. Например, в государствах инков были специальные фонды для стариков, вдов. Государство или община обеспечивают содержание всех, поэтому никто не действует на свой страх и риск.

В настоящее время в литературе признается, что этот строй есть особый тип цивилизации, такой же нормальный и закономерный, как другие типы. Или – это особая ветвь развития человечества, причем его подавляющего большинства.

В целом можно говорить о западной и восточной цивилизациях как дополняющих друг друга. Обе цивилизации имеют положительные и отрицательные стороны. В настоящее время происходит как бы прорастание одного типа общества в другом, их взаимопроникновение, взаимообогащение ценностями, в результате чего происходит постепенное становление единого человечества.