Отражение как свойство материи

Отражение – является фундаментальным свойством материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойства особенности других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов. Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Различают отражение в живой и неживой природе. В неживой природе отражение – это элементарные формы: механическое, физическое, химическое. Элементарные формы отражения еще не обладают формой активности. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя: раздражимость, чувствительность, психическое отражение. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающие активность. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, как способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам присуща активность и целесообразность.

У животных появляются способности, которые они активно используют при добычи пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. Психическое отражение, возникшее у позвоночных животных – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособления.

Материальной основой психического отражения является нейро-физиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.

Психическое отражение – систематизация ощущений, способность живых организмов моделировать свое поведение в целях приспособления к окружающей среде. Высшим уровнем отражения является сознание. Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и которыми удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает себя противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно человек сам становится объектов познания. У него возникает самосознание.