ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в XVI в. до н. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарий (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам — Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идей о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Дровней Индии — эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встреч

стоя в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знаний, касающиеся многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.

1. Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает З3З. В начале I тыс. возникает брахманизм-доскольку усложнение культа ведической религии перестает устраивать жителей бурно развивающихся городов. Изменились состав и характер богов, хотя четкой иерархии еще не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений — лишь майя — иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа.

2. Следущим движением, которое поставило под сомнение ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н. э.). После V в. до н. э. в Индии, Китае, и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Его основатель — Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 гг. до н.э.). Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существований в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления варно-кастового строя.

3. Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана — великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т. е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности направленной на свою жизнь.