«Четыре благородные истины»:
- жизнь — это страдание;
- причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;
- избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;
- для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.
Теории причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.
Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.
«Срединный путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей. «Восьмеричный пить». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование:
1) правильных взглядов;
2) правильного стремления;
3) правильной речи;
4) правильного поведения;
5) правильного образа жизни;
6) правильных стремлений;
7) правильных помыслов;
8) правильного созерцания и избавления от желаний.
Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь состояния нирваны. Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана — это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Каяидася: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а всё вокруг тебя плакали».
Полагает, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма — «Дхаммападе». (Прочитайте: Дхаммапада/ Перев. В.Н. Топорова. - Рига, 1991)
В Индии буддизм распространялся постепенно. В ІІІ в. до н. э. царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. В 1 в. н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница), и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии (в Тибете, Китае, Японии и др.).
Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который сформировался в 1 тыс. н. э.. Центральное место в пантеоне занимает «троица», или триединый образ («тримурти»: Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местный культов этнических групп Индии. Индуизм принял форму религии повседневности. Дж.Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р.Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.
Таким образом, в развитии, индийской философии можно выделить следующие периоды:
- ведический (XVI- VI вв. до н. э.);
- классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. — X в н.э.);
- послеклассический;