Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.Назовите, из чего, зачем, где возникает философия, перечислите экономические, социальные, политические предпосылки появления философии в Древнем мире и её расцвета в Древней Греции.

2.Укажите на историческое значение появления феномена философии для судеб европейской цивилизации.

3.Дайте сравнительную характеристику философии и мифологии.

4. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?

5. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

6. Назовите основные заповеди буддизма.

7..Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?

8.Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?

9.Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

 

К ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ О «ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ГЕНЕЗИСА).ФИЛОСОФИИ.ПРЕДПОСЫЛКА ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ»

 

Уже не один десяток лет в высших учебных заведениях Советского Союза, а затем и Содружества Независимых Государств проблема возникновения (генезиса) философии рассматривается по формуле известного философа, проф. МГУ А.Н.Чанышева – «Из чего, как, когда, почему, зачем, где» возникает философия. К одной из последних по времени редакций концепции проф. Чанышева мы и обратимся.

 

Вопросы и задания:

1.Дайте четкое определение: из чего, как, когда, почему, зачем, где возникает философия?

2.Какие три теории возникновения философии перечисляются в данной статье?

3.Какие три основные экономические и социальные предпосылки возникновения философии называет автор?

4.Почему, как полагает А.Н.Чанышев, философская мысль не смогла развиться нигде, кроме Индии, Китая и Греции?

5.Укажите, какова дальнейшая судьба мифологии после появления философии и почему мифология продолжает существовать с философией вплоть до наших дней?

ИЗ ЧЕГО ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? …Одни утверждают, что философия возникла из мифологии (А.Ф. Лосев и многие другие) или даже из религии (Гегель и многие другие), иные же думают, что философия возникла из знания и только знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и научном…

КАК ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Философия возникла как разрешение противоречия между художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением задач жизнеобеспечения рода, племени и народа.

Разрешение этого противоречия состояло в том, что дотоле ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологического мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта – интеллектуальность.

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Раньше приходилось читать, что философия возникла вместе с возникновением классового общества и отделением умственного труда от физического…

На самом деле философия возникает не с возникновением классового общества, а на определенной ступени его развития. Философия возникает в начале «века железа»…

Железные орудия получили широкое распространение в Средиземноморье лишь к концу VI в. до Р.Х. (Рождества Христова, т.е. нашей эры. – К.К.), то же самое можно сказать о Древнем Китае и о Древней Индии. Появление сохи с железным сошником революционизировало тамошнее сельское хозяйство. Появление железного оружия и средств защиты («щит и меч») демократизировало армию, потому что железо со временем стало намного дешевле бронзы и было доступно и небогатым слоям населения.

Таким образом, «железный век» начинается лишь с вытеснения железными орудиями труда и войны бронзовых орудий.

Большое значение для генезиса философии имело возникновение монеты как законченной формы денег… Монета – единственная абстракция, которую можно потрогать. Распространение монетного общения, проникающего во все уголки общества, служило развитию способности к счету, а счет – первая элементарная деятельность интеллекта. Распространение монеты – предметной абстракции – способствовало развитию абстрактного мышления даже на уровне обыденного и массового сознания.

Третья причина – борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. Например, в Греции эвпатриды (благородные) ссылались на то, что их род шел от одного или иного «героя», один из родителей которого – бог или богиня. Ясно, что у новых слоев появилась социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев…

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый уровень знания, новые общественные движения породили общественную потребность в новом виде мировоззрения, который больше, чем старая мифология, соответствовал бы новому этапу в развитии общества. Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии и заменить ее более современным видом мировоззрения.

ЗАЧЕМ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении.

ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? … Мы … думаем, что философия возникла и в Китае, и в Индии, и в Греции. Что касается стран Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет), то там была возможность появления философии и в форме протофилософии (особенно в Вавилонии и в Египте, где высокого уровня достигли протонауки), но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры…

Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как

мировоззрение // Вестник МГУ. – Сер.7. Философия. – 1999. –

1 – с.10-11, 15-18

 

В последнее десятилетие, когда отечественная сфера гуманитарного знания перестала испытывать жесткое идеологическое давление и соприкоснулась с западной социогуманитарной мыслью, ранее от нее же искусственно отгороженной, подавляющее большинство устоявшихся здесь концепций подверглось значительному пересмотру. Этот пересмотр коснулся и чанышевской теории происхождения философии. Новые подходы к процессу возникновения философии удачно скомпилированы в статье д-ра филос наук Ю.В. Павленко «Зародження філософії. Історико-культурний нарис», отрывки из которой приводятся ниже.

 

Вопросы и задания:

6.По каким причинам автор статьи считает традиционное в советской историографии объяснение зарождения философии неудовлетворительным?

7.Какой основополагающий тезис пытается отстаивать автор в противовес наиболее распространенной концепции?

8.В чем состоит тот вклад «варваров» в новые общества, который открывает возможность для становления в них философского сознания?

9.Каким образом, по мнению автора статьи, гибель раннеклассовых обществ в результате варварских завоеваний способствуют зарождению в новых цивилизациях критического мышления как важнейшей предпосылки появления философии вообще?

10.Почему в государствах на территории Египта и Месопотамии, Мексики и Перу, также переживших неоднократные завоевания, философия не возникает, как возникает она в Индии, Китае и Греции?

…традиционно в советской историографии зарождение философии связывают с переходом от первобытно-общинной формации к классовому обществу, с отделением умственного труда от физического и появлением эксплуатации. Однако современный уровень исторического знания требует уточнения и даже, возможно, пересмотра подобного решения проблемы, поскольку отделение умственного труда от физического произошло во всех древневосточных формациях и цивилизациях доколумбовой Америки, но философия самостоятельно возникла в древности только в Греции, Индии, Китае…

Итак, в качестве тезиса я выдвигаю положение о том, что философское сознание зарождается в тех древних цивилизациях, которые возникли на основе предшествовавших им и погибших раннеклассовых обществ, и чья территория в той или иной степени подпадала под власть варваров-завоевателей: дорийцев в Эгеиде, ариев в Индии, чжоусцев в Китае.

В условиях социальной катастрофы, связанной с гибелью бывшей общественной системы и экспансией периферийных этносов, традиционные взгляды и представления, освященные авторитетом предков, не способны дать людям убедительные ответы на жизненно важные вопросы.

В такой ситуации уцелевшие представители образованных слоев общества, которое распалось, оказались лицом к лицу перед новыми обстоятельствами – враждебными, не предусмотренными, непонятными в системе обычных парадигм – и вынуждены были отойти от многих традиционных стереотипов мышления и искать самостоятельных решений. Одновременно это означает и первый шаг в сторону всевластия внеличностного традиционного знания в направлении утверждения индивидуального критического мышления, составляющего неотъемлемое свойство философского сознания. Несомненно, это само по себе никоим образом не приводит к появлению философии, однако благоприятствует созданию в обществе той атмосферы достаточно свободного индивидуального поиска общественно важных решений, вне которой возникновение философского сознания вообще невозможно.

Однако важно сразу же подчеркнуть, что речь идет не просто о гибели какого-то государственного образования от внутреннего раздора, экологических катаклизмов или варварских вторжений…

Самым существенным моментом в ходе становления индивидуально-критического сознания является возможность создания новой, вторичной цивилизации на иных социально-экономических и политико-правовых принципах, которые в той или иной мере допускают личную инициативу. В наибольшей степени это было характерно для образования после дорийского нашествия ионийских и эолийских полисов, чья культура в архаический период оказала самое сильное влияние на другие области Греции. Здесь на смену военно-бюрократическим структурам микенского периода приходят демократические общины античного, как его определил К.Маркс, способа производства, которые опирались на экономическую и социальную самостоятельность домохозяйства полноправного гражданина…

Павленко Ю.В. Зародження філософії. Історико-культурний нарис

// Філос. і соціол. думка. – 1989. – №11. – с.54-5(Пер. с укр.. К.В.Кислюка)

Для возникновения философии и ее расцвета прежде всего в древней Греции требовались не только социально-экономические и политические, но и духовные предпосылки. Вот что писал по этому поводу в своем труде «Метафизика»великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который в своих сочинениях охватил и систематизировал все отрасли тогдашнего знания, а также явился основоположником формальной логики.

 

… и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, солнца и звезд, а также о происхождении вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя познающим (поэтому и то, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же мы свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наХХХ единственно свободная, ибо она существует ради самой себя (Метафизика, 982 b).

Аристотель. Метафизика

// соч.: в 4 т. = М., 1975. – Т.1. – с.69

Вопросы и задания:

11.На какую важную социально-экономическую предпосылку возникновения философии указывает Аристотель?

12.«Зачем», с точки зрения Аристотеля, возникает философия?

13.Объясните, каким образом в «изумлении», которое у Аристотеля явилось важнейшей причиной возникновения философии, проявляется философская рефлексия.

14.Мог ли Аристотель согласиться с Гегелем в том, что для возникновения философии необходима свобода – как политическая, так и духовная?