Особенности философии софистов.

· Критическое отношение к окружающей действительности.

Неприятие опыта прошлых цивилизаций.

Отрицание старых норм, законов и привычек.

Субъективизм в оценках и суждениях.

Следование логике в практике и процессе познания.

Главной заслугой софистов является критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности.

Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения. «Обо всякой вещи есть два противоположных мнения», – учили софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», – утверждал Протагор.

Человек находился и в центре всех философских рассуждений Сократа. Сократ (469-399 гг. до н.э.) не оставил письменных сочинений, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительность. Поэтому его часто называют «первым философом», «отцом философии», «олицетворением философии» и т.п.

При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой», т.е. повивальным искусством. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение «Познай самого себя», начертанное на колонне Дельфийского храма стало его кредо.

В учении Сократа тесно связаны с гносеологическими вопросами были проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание», – передавал слова Сократа Платон. Основными добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость.

Выпил смертельный яд Сократ говорил о том , что он не станет поступать иначе, даже если ему предстоит умирать множество раз.

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира - Платона (427-347 гг. до н.э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т.е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет , вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.

Большинство сочинений Платона , написанных в основном в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее известными из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Методом философствования Платона был сократский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Сократ к тому же является главным действующим лицом диалогов Платона. Платон является автором философского учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит из 3 частей.

1.Диалектика – учение о бытии.

2.Физика – учение о природе.

3.Этика - учение о нравственности.

Главное в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

Дело в том, что предшественники Платона : Гераклит, Зенон, Протагор и др. – доказывали относительно всего существующего «все течет, все меняется». Относительны и ценности человеческого бытия, в частности нормы морали. Если и есть какие – то «вечные» истины и добродетель, то они не могут быть познаны вследствие слабости и противоречивости ума . В связи с этим общечеловеческие ценности : добро, справедливость , красота - не могут быть абсолютными или познаваемы для разума .

Платон утверждал, что есть вечные ценности бытия и принципы морали, постижимые умом. Доказывая это, он полагал, что мир в котором мы живем есть мир «становления», который не вечен, в нем все изменяется . Но есть и другой мир «бытия» или «мир идей». Этот мир, мир чувственных вещей, а мир сознания, мир идей. По Платону, идеи, «эйдосы» (от греч. Idea-вид , образец, мысль) – прообразы всех вещей – существуют независимо от человека и от самых этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются лишь подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. Материальные предметы постоянно изменяются; вечно , неизменно существуют лишь идеи вещей.

Познавать мир идей возможно , но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия и систему понятий, которые проверяются логикой. Умопостигаемый «мир идей» , по Платону определяет наш изменчивый и относительный «мир становления». В мире идей существует «красота сама по себе», «справедливость сама по себе» - мы познаем умом при помощи диалектики , т.е. индуктивно – дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики) . Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали , государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

В рамках своей идеалистической теории Платон разобрал учение о добродетели , а также создал теорию идеального государства. Платон является основателем объективно – идеалистической теории , которая явилась основой всего дальнейшего развития европейской философской мысли.

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Философ родился во фракийском городе Стагиры , поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу - Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. – peripatetikos – прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло анти македонское восстание. Умер Аристотель на о. Эвбея в Халкиде.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими из них являются «Органон», «Метафизика» , «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике» , «Никомахова этика» и др. Некоторые его произведения не всеми исследователями признаются подлинными.

Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг – но истина дороже» - гласит приписываемое Аристотелем изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно являются причиной вещей , но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах , а не в другом «мире идей». Следуя Платону , мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек – Сократ. Ему в мире идей соответствует « идея Сократа» , но еще «идея человека» , еще «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей - сущностей. Это недопустимо поскольку логически противоречит.

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего. Аристотель выдвинул представление согласно которому все сущее состоит из двух основных начал. – «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин , выделив теоретические (математика , физика , психология) , практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того , перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: « А чем собственно занимается философия?».