Главные положения философии Аристотеля.

1. Наука об умопостигаемом ( т.е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю «первая философия» - метафизика, букв «то, что после физики» ). По Аристотелю, предмет науки – общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2. Учения о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде ; поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых – «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять : «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» - соотносятся с бытием через категорию «сущность» которые отвечают на вопрос «каковы свойства вещи?». То есть категории – есть высшие роды к которым сводятся остальные.

3. Наука о законах мышления – логика (где дал понятие дедуктивного метода познания). Формальная логика Аристотеля – силлогистика - тесно связана с учением о бытие, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.

4. Учение о материи и форме, где материя - пассивная возможность, потенция становления , а форма – активное начало сущность бытия , действительность , т. е. то,чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование .

5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека - есть разумная душа, т.е. человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе. «общественное животное». Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл де­ятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец по Аристотелю, Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себе мышление». В отличии от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристо­тель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма-идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».

Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обоб­щил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная, структура фи­лософского знания, введены в оборот и субординированы многие ка­тегории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоя­тельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстети­ки; социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.