ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (IV в. до V в.н.э.) .

 

После классической эпохи в развитии античной философии насту­пил период, получивший название эллинистического от наименова­ния греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания, на проблемы ценностей и смысл человеческой жизни. Эта, проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведуших щкол и направлений ранне- зллинистического периода (IV-І вв. до н. э.) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где за­нимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель - Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. дон н.э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства славы, всех чувственных; удовольствий достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341- 270 гг. до н.э.). Представителями направления были Лукре­ций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в пред­местье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда название «философы Сада».

 

Основные положения эпикурейской философии:

1. Реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2. В реальности есть место для счастья;

3. Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;

4.Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

5. Для этого также излишни государство, богатство и даже боги

Представители эпикуреизма исходят из того, что любому ощуще­нию, чувству должна предшествовать «ощутимость» как некое перво-свойство. Этим первосвойством являются атомы,_которые были мыс­лительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находился в них самих. Такой же ощути­мостью были и боги, по мнению эпикурейцев. Они ни от чего не могли зависеть, и ничего не зависело от них.

Отсюда вытекает знаменитый принцип свободы эпикурейства, который на самом деле выступает как выражение самого- устройства мира. Соответственно и принцип на­слаждения выступал естественной характеристикой человеческой природы. Это определялось-не субъективной волей человека, но объек­тивным положением дел. Таким образом главным принципом эпику­рейства выступает следующий: то что способствует наслаждению , является добром, а то, что приносит страдание, является злом; Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. hegone — удовольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью: Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицатель­ных страстей и ненависти.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отли­чается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособ­ление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существования.

Еще одним направлением раннего эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями были Пиррон (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) и Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг, до н. э.). Скептики сознательно проводят общий принцип раннего эллинизма - принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий — и приходя к выводу о невозможности познания_ космоса. Согласно скептикам, не следует стремиться познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие. На вопросы типа «Что есть истина?»как о субъекте.

 

___________

1 Подробнее см.: Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момд- жян К. X. Философия. - М., 1999. - С. 22-26.

2 Лосев, А. Ф. История, античной философии в конспективном изложе­нии. - М„ 1998. - С. 37.

 

В этот же период происходит дальнейшее развитие представления о Космосе.

Это некоторое возвращение к мифу, но уже на новой ступени, обогащенное предшествующими философскими идеями: «Античная философия началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия».

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностейхристианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.