Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

Таким образом, можно определить статус философии и отметить, что философия – рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, а) подытоживает, синтезирует её достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задаёт мироотношение. Из определения следует, что выполнение традиционных функций философии обеспечивается её теоретико-практической сущностью.

Теоретический фрагмент философии – осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальности в ходе её духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху с целью его преобразования (приумножения, преодоления) – ответственен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждений людей. В этом рефлективном плане складывается картина мира: онтологические допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценности, приоритеты, жизненные установки; идеалы; целеполагание, целесообразность и т.д.

Практический фрагмент философии – деятельностная проекция картины мира – определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом ценностном плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное); целеобразование; волевые, веровательные интенции; программы самореализации; гражданские позиции; реальный смысл, предназначение жизни и т.д.

Данное толкование философии, разумеется, далеко не исчерпывающее. Оно, к примеру, не даёт демаркации философии от теологии, также претендующей на статус рационально-теоретической формы мировоззрения, зиждущейся на рефлективном синтезе культуры и т.д. Поэтому оно требует уточнения, которое находится на пути спецификации природы философских «рефлективных синтезов культуры».

Опознание систем в качестве философских производится по признаку фокусируемости их проблематики на оппозицию «субъективное – объективное». Анализ её многообразных ветвлений действительно составляет condition sine qua non философии; без него философия не может ни сложиться, ни состояться. Но как оттеняет подобный анализ существо проводимых философских синтезов? Казалось бы, пропускание проблематики через призму оппозиции «субъективного – объективного» с целью выяснения их взаимоотношений излишне. Ведь возможные интерпретации, понимания взаимосвязей этих полярностей хорошо известны, ясны. Не оказывается ли философия праздным блужданием в соснах материализма, идеализма и эклектики? Последнее походило бы на правду, если бы философ ограничивался приобщением к традиционным интерпретациям. Однако в его задачу входит обоснование их. Задача обоснования интерпретации отношений, связей субъективного и объективного, как демонстрирует практика, тривиальной, праздной не является. Она возникает вновь и вновь в материале каждой конкретной культуры и требует соответствующего адаптированного к реалиям данной культуры решения.

Сказанного достаточно как для фиксации тождественно-общего в сфере философской деятельности, так и для спецификации философии в противоположность иным формам духовного производства. Оправданное рамками нашего рассмотрения толкование философии как универсального синтеза культуры, фокусируемого на оппозицию «субъективного – объективного», позволяет провести следующие необходимые уточнения.

1.Философия – знание историческое, имеет дело с подвижной, постоянно меняющейся реальностью. Эта реальность – мобильное содержание исторических видов практики, порождаемых культурогенезом. Становление новых типов реальностей, отображением которых является философия, требует изменения её форм. Выступая глобальным синтезом человеческо-исторической практики, локализуемой по отдельным эпохам, философия функционирует как духовная квинтэссенция эпох. Она выступает самосознанием, совестью эпохи, впитывая всё приметное и существенное из духовной жизни человечества на данной фазе его эволюции.

2.Философия есть рефлексия второго порядка; она является теоретизацией иных способов духовного производства. Эмпирический базис философии – специфические отражения различных типов сознания; философия тематизирует не в себе и не саму по себе реальность, а обработки и проработки реальности в представленчески-образных и категориально-логических формах.

Философ не ставит экспериментов, они заменяются концептуальным моделированием; имеет место движение не в вещах, а в идеях. Философские утверждения не допускают непосредственного опытного контроля. Они оправдываются опосредованно: путём выявлении степени плодотворности деятельности (учёных, политиков, творческой интеллигенции), базирующейся на философских принципах, которые осуществляют методологическую, мировоззренческую, аксиологическую и т.д. регуляцию деятельности.

3.Философия вскрывает последние – предельные, граничные – основания образов, способов фиксации, проявлений природного, общественного познавательного, собственно человеческого универсумов, задаёт, высвечивает амплитуды понимания и постижения всего сущего. Эти амплитуды – стилистика, самобытность духовных формаций, некие горизонты, открываемые рамками известных культур с множеством свойственных им преходящих убеждений и предубеждений, идолов и идеалов, центробежных и центростремительных тенденций, совокупностью смысловых, ценностных, экзистенциальных, волевых интенций и детерминаций. Оценивая эти последние основания, философ делает себя масштабом мира, рядится в тогу выразителя, апологета гуманитарно-значимых воззрений, действий, отношений. Он подбирает прилагательные для определения действительности, осуществляет связь времён, непрерывность духовного опыта. Философ отвечает на вечные, сакраментальные вопросы: как, куда, откуда, почему, зачем – встраивает современников в ряд общечеловеческих исканий, духовно стимулирует, целеориентирует человечество.

4.Философия – открытая система, не замыкающаяся в себе самой. Во-первых, у философии нет и не может быть единого и единственного исходного начала, на что в разные времени и при разных обстоятельствах уповали адепты эмпиризма, рационализма и интуитивизма. Во-вторых, в философии, как подмечал Кант, нельзя начинать с дефиниций. Сова Минервы вылетает в сумерки. Смысл этой метафоры в подчёркивании того, что прозрение приходит лишь «после», а не «до». Подобно этому, философская мудрость (знание), не может быть неким изначальным, но лишь последующим. Дефиниции в философии – нечто завершающее, а не исходное; они не очевидны в начале и могут быть оправданы в конце. Пафос философии определяется реальными отражениями – переработкой содержания и представления в ходе освоения бытия, творения культуры, обработки людьми друг друга. Поэтому философское знание развёртывается как экспозиция (а не конструирование) понятий, оценивающих конкретные условия, тенденции, характер и т.д. данного весьма подвижного изменения и возделывания мира.

5.Философское знание – «метафизическое»[3]. Анализируя предельные основания человеческой практики, философия исходит из некоторых заведомых предпосылок. Беспредпосылочной философии, как показал А. Тренделенбург, исследуя гегелевский вариант «беспредпосылочной философии», не бывает. Философские предпосылки не самоочевидны и одновременно не могут быть обоснованы методами, принятыми в специальных науках. Отсюда непосредственная неконтролируемость предпосылок философии, которые в этом отношении оказываются «метафизическими». Тем не менее важно понять, что предпосылки философии не являются вовсе необоснованными. Они оправдываются косвенно: а) понятием допустимости исследовательских инициатив (характер проблем, способы их постановки, анализа), имеющим ситуационный, конкретно-исторический статус; б) практикой, которая, правда, задним числом демонстрирует плодотворность принципов, выступающих базисом философской деятельности.

Таким образом, теперь мы можем определить границы между философским и научным знанием.

2.Соотношение философии и науки.

1.Учёный отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»

Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»

2.Учёный осуществляет функцию получения точного знания. Его задача – дать объективную картину мира. Философ осуществляет функцию самосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки.

3.Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

4.Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические…).

Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.

5.Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.

Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.

Основной вопрос философии и две его стороны

Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии является основным. Первую сторону его составляет вопрос о том, что является первичным - материальный мир, окружающие нас предметы или мышление? В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделялись на два направления:материализм и идеализм.

Материалистыутверждают, что первичным и определяющимявляетсяматерия, а вторичным, определяемым - сознание.Идеалисты занимают противоположную позицию. В истории философской мысли существовали различные формы материализма и идеализма.

Основными историческими формами материализма были:

1. Наивный материализм античного мира (IX - VI в. до н. э.) Для этой формы материализма характерно признание вещественной первоосновы мира, возможности его познания и рассмотрение природы в развитии (во взглядах на общество они были идеалистами).

2. Механистический материализм.

В отличиеот наивного материализма древних механистический материализм:

а) был тесно связан с естествознанием, главным образом с механикой;

б) вооружал науки философски обоснованным методом исследования (метафизикой).

Будучи более развитым по сравнению с предыдущей формой, он в то же время имел ограниченный характер. Это выражалось:

а) в том, что он был механистическим (все многообразие форм движения мате­рии сводилось к одной - механической);

б) в том, что он был метафизическим (развитие понималось как простое увеличение или уменьшение. Считалось, что развитие идет по кругу. Источник развития либо не указывается, либо усматри­вается во внешнем столкновении предметов, либо под ним понимают бога);

в) идеалистический подход к общественным явлениям;

г) игнорирование роли практики в процессе познания.

3. Диалектический материализм. Здесь развитие понимается как процесс превра­щения одних предметов в другие. Развитие идет по спирали. Источником разви­тия является противоречие.

Главные разновидности идеализма: объективный и субъек­тивный идеализм.

Объективный идеализм - исходит из признания первичности духовного мира, мира идей, чистой мысли, мирового разума, которые, якобы, существуют извечно до возникновения материи и человека. Что касается мира вещей, растительного и жи­вотного мира, людей, то они рассматрива­ются, как порождение духовных сил, как различные проявления этих сил.

Субъективный идеализм - признает первичным человеческие ощущения, человеческое сознание, а вещи, предметы, материальный мир рассматривает как комбинации этих ощущений.

Рассмотрение нами сути объективного и субъективного идеализма имеет несколько упрощенный характер. Однако в действительности взгляды субъективных и объективных идеалистов, как правило, замаскированы, не так откровенны, поэтому для того, чтобы выявить подлинные аргументы идеализма, надо проделать большую критическую работу.

Учение материалистов, объясняющих все существующие в мире явления исходя из материи, и учение идеалистов, выводящих существующее из духовной деятельности, из сознания, являются монистическими (монизм – от греческого монос - один), поскольку они в основу своих учений ставят единый определенный принцип, единое начало.

В истории философии встречались также мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они признавали как бы параллельность, независимость, равноценность двух мировых начал: материи и сознания. Таких мыслителей называют дуалистами. Дуализм - это не какое-то принципиально новое по сравнению с материализмом и идеализмом решение основного вопроса философии. Дуализм - это выражение непоследовательности. Рано или поздно его последователи переходили или на позиции идеализма, или на позиции материализма.

Таким образом, двумя основными направлениями философии являются материализм и идеализм.

Рассматривая отношение мышления к бытию, т.е. решая основной вопрос философии, мы должны задать себе вопрос о том, «в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире давать верное отражение действительности». Вопрос о том, познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени, составляет вторую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимали те или иные философы, они разделились на два ­направления. К первому принадлежат сторонники познаваемости мира, ко второму - противники, которых обычно называют агностиками.

Кроме основного деления философских учений на материалистические и идеалистические, они подразделяются также на диалектические и метафизические, в зависимости от разрабатываемого и применяемого в них метода познания, т.е. в зависимости от того, как понимать, что происходит с миром? Является ли он извечно таким, каким существует сейчас, или каким-то образом возникает, изменяется, обновляется, развивается. Те из философов, которые считали, что все в мире находится во взаимосвязи, в движении и развитии, являлись сторонниками диалектического взгляда на мир. Те же, которые считали, что предметы и явления находятся вне взаимосвязи друг с другом, а изменение и развитие понимали как простое увеличение или уменьшение уже готовых качеств, являлись сторонниками метафизического взгляда на действительность.

Таким образом, философия, прежде всего, изучает отношение сознания к материи, мышления к бытию. Это характерно для любой философской системы, в том числе и для диалектического материализма, к изучению которого мы с вами и приступаем.

Различие же состоит в том, как понимать это отношение. Диалектический материализм рассматривает это отношение с материалисти­ческих позиций, т.е. признает первичность материи по отношению к сознанию. К тому же, с точки зрения диалектического материализма материя находится в посто­янном развитии и изменении. Но рассмотрение предметов и явлений окру­жающей нас действительности с точки зрения развития и материализма характерно и для других наук. В чем же здесь разница? Чтобы ответить на этот вопрос, рас­смотрим соотношение философии с другими науками.

Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф.Шлегелем. «Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому напрвлению. Существуют дуалистические философские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами.

МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существующие вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи.

ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.

Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.

Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов.

Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.

С момента возникновения научного знания возникает и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.

ПОНЯТИЯ – это язык науки, который представляет собой информационно-знаковую систему для передачи мысли.

Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. На основании сказанного определение философии может быть следующим.

ФИЛОСОФИЯ – это знание об универсальных принципах и законах развития мира.

Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и размышлять над первоисточниками. Следует отметить, что многие фмлософы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литературной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диалоги», П.Абеляр «История моих бедствий», Ш.Монтель «Опыты», Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или о воспитании», А.Шопенгауэр «Афоризмы», А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», О.Шпенглер «Закат Европы», Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», А.Н.Толстой «Царство Божие внутри вас», «Исповедь», Э.Фромм «Иметь или быть» и др. Рекумендуем вам с ними познакомиться.

Правомерно поставить очередной вопрос: «Что дает изучение философии?». Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философиивоспитывает культуру разумного мышления, дает возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности и др.

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.Что входит в структуру мировоззрения

2.С чем связана глубина отражения существующей действительности?

3.Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?

3.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

а) Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанных на этих взглядах убеждениях и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценности ориентации.

Таким образом, мировоззрение – образование интегральное, т.е. в нём принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззренияявляются:

1)знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);

2)ценности(нормы и идеалы);

3)программы действия.

1)Взгляды как определённая система знаний, выражения в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения же выступают как качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьёзную опору может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для чёткого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам.

2)Важным компонентом мировоззрения являются идеалы,в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придаёт ей осмысленность и целеустремлённость. Система ценностей ориентацийиграет важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируется нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение с нормой, идеалом идёт оценка происходящего.

Вместе с тем в обществе формируется общечеловеческие ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определённом этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры, и другими факторами.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражениядействительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие по глубине уровни отражения – мировосприятие и миропредставление.Здесь создаётся уже целая картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограниченно больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства ещё преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

 

Философию можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретическое оформление, системно-рациональное мировоззрение

Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Следует отметить, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без оснований на разуме и мышлении философии, он тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История даёт этому самые убедительные доказательства. Философия – это самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: 5 типов мировоззрения(первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). Эти типы объединяют самые различные формы мировоззрения, которые отличаются друг от друга определённым познавательным базисом и конкретным способом применения знаний.

Существуют такие формы мировоззрения:

1)мифологическое

2)религиозное

3)философское

4)научное

Выделяют также мировоззрение обыденное, или эмпирическое, а также сценическое и антисценическое и тд.

Мифологическое мировоззрение (греч. Mythos– повествование,сказание) – исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить своё место в окружающем мире.

Мифология – универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путём отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный.

На явления природы проецировались человеческие свойства. Порождённые фантазией первобытного человека мифологические существа – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы.

Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение.

1.В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта.

Философия сделала его предметом размышления и анализа

2.В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме.

Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в художественной форме.

3.В мифологии основной мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев

В философии уже в античное время считалось, что путём размышления индивид самостоятельно способен приблизится к истине и понять ее. (Этим признаётся, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.)

2).Религиозное мировоззрение(лат. Religio– благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Впоследствии этого они в определённой мере близки друг к другу, но между ними прослеживаются и существенные различия.

Соотношение философии и религии.

1.Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное- основа религиозного мировоззрения.

2.Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению. Религия нуждается в авторитете и признаёт некие истины на веру, не требуя доказательств.

3.Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый, сверхчувственный (трансцендентный).

3)Таким образом философское мировоззрениеявляется качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается прежде всего ориентацией на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат эмоционально-художественные, ритуальные элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

4)Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. Немецкий философ Л.Фейербах отмечает, что начало философии составляет начало науки вообще. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

Ещё раз следует подчеркнуть, что мировоззрение не является механическим набором знаний. Это целостная система взглядом на мир, это своего рода призма, через которую воспринимается все происходящее в мире. Обобщая вышесказанное, можем дать самое точное определение философии.

ФИЛОСОФИЯ – является специально разрабатываемым учением о мире и месте человека в нём, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры