ГУМАНИЗМ — ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ИДЕОЛОГИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарака (1304-1374). В философии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцентризме (от греч. anthropos – человек) – мировоззрения, ставившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты схоластические, умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Во всех взглядах на природу в возрожденческой философии господствовал пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог) – учение, отожествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, направленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доминирует эстетическое (что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), мыслителей больше интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежат в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства знаменовали переход от феодализма к раннему капитализму.

 

Кратко основные направления в философии эпохи Возрождения:

 

1.Гуманистическое (XIV-XV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф.Петрарка, Л.Валла);

2.Неоплатоническое (XV-XVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н.Кузанский, П.Мирандолла, Парацельс);

3.Натурфилософское (XVI- нач. XVII вв.) – опирались на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве вселенной, Космосе и основе мироздания (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей);

4.Реформационное (XVI-XVII вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э.Роттердамский, Ж.Кальвин, М.Лютер, Т.Мюнцер, Усенлиф);

5.Утопическо-социалистическое (XV-XVI вв.) – поиски идеального общественного строя на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Подведем некоторые итоги. Ранее мы уже говорили, что философы средневековья и эпохи Возрождения стали восприемниками философов античности. Сравнивая парадигмальные особенности философии этих эпох, мы можем выделить их отличия.

 

 

4.РАЗЛИЧИЯ В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ,СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

1.Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.

В средние века античная философия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Мировую Душу как Святой Дух. В основе средневековой философии лежат два принципа: идея творения и идея откровения, чуждые философским взглядам античности. В эпоху Возрождения Бога понимают как имманентного всему природному.

2.В античном мировоззрении господствует: универсализм, космоцентризм, политеизм. В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм. В эпоху Возрождения превалируют пантеистические идеи.

3.При переходе от античности к средневековью произошел существенный сдвиг в сторону субъекта: субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности.

Сделав еще один шаг в сторону субъективного, эпоха Возрождения пришла к антропоцентризму, т.е. центр мироздания был поставлен человек. Формально по-прежнему еще в центре мироздания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека.

С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований:

а) в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающейся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;

б) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;

в) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической.

Таким образом, основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.