Галилео Галилей

Продолжил научное обоснование системы Коперника-Бруно великий итальянский учёный Галилео Галилей (1564-1642 гг).

Родился Г. Галилей в городе Пиза, известной своей знаменитой наклонной Пизанской башней. Своим учителем неизменно считал Архимеда.

Он первым сконструировал трубу-телескоп и сделал астрономические открытия.

Галилей считал, что основой изучения природы является наблюдение и опыт, т.е на основе математики и механики. Будучи крупнейшим создателем мехники, он явился родоначальником механизма (распространение законов механики на все проявления объективной реальности) и метафизического материализма (рассмотрение предметов окружающего мира вне развития). Г. Галилей абсолютизировал (преувеличивал) значение механических законов движения материи. Считал материю состоящей из частиц (атомов), не имеющих качеств, не признавал существование одушевлённости. Мир, по его мнению, состоит из неуничтожимых элементов, которые не допускают появления нового. Вселенная, созданная Богом, бесконечна. В её центре находится Солнце.

Бог у Галилея – это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Далее “механицизм” в природе заработал самостоятельно. В дальнейшем мир стал развиваться самостоятельно и разнообразиться.

Таким образом Г. Галилей:

1. Открыл механику;

2. Атомарную суть всех явлений, т.е. внёс в знание количественную определённость.

Но вместе с тем у него есть и противоречия, в частности: неразвивающиеся элементы и развивающаяся Вселенная. Но тем не менее важно, что учёный впервые сформулировал деистический (лат. “deus” – бог) принцип построения мира: Бог – безличная его первопричина, мир качественно изменяется по своим собственным законам.

Все свои открытия Г. Галилей опубликовал в книгах “Звёздный вестник”(1610), “О солнечных пятнах”(1613), “Письмо к Кастелли”(1613),”Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевской и коперниковой”(1632). В этих трудах подтверждалось учение Коперника и догадки Бруно. Поэтому они вызвали особенно бешеную злобу со стороны церкви: теперь уже не умозрение, а прямое наблюдение неба опровергало учение церкви о Земле как о центре Вселенной.

Галилея стала преследовать церковь. Его силой заставили отречься на суде от учения о движении и вращении Земли. Но всё равно он вышел из зала суда и сказал: ”а всё-таки она вертится ”.

 

Парацельс

Натурфилософское направления нельзя не рассматривать. Кратко остановлюсь на натурфилософе Возрождения, знаменитом немецком враче, алхимике и астрологе Парацельсе (1493-1541 гг), который видел в природе специфичное, некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят своё проявление не только в строении и функциях живых существ – растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевлённых стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята исходя из трёх алхимических элементов – ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера – душе, а соль – телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела “заведует” душа, точно также в каждой части природы находится некое одушевлённое начало – архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять, т.о. у Парацельса был целостный взгляд на человека и природу, у него и душа и тело должны были жить в гармонии.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI вв. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевлённом космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземлённой, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевлёнными существами и неодушевлёнными стихиями – огнём, воздухом, водой и землёй. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он ещё с XIII – XIV вв. воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в Средние века как языческое, а теперь, напротив, всё чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

 

Идейной основой всех форм духовной культуры эпохи Возрождения становится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265-1321 гг.), который в филосовских трактатах “Пир” и “Монархия” возвеличивает земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Франческо Петрарка (1304-1374гг.) призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения её, которая заключается в искусстве быть свободным.

Эти идеи развивали Леон Альберти (1404-1472 гг.), Лоренцо Валла (1407-1457 гг.), Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.). Философия спускается с неба на землю, вопросы нравственности и человеколюбия, обострённый интерес к собственному “я” становится в центр рассуждения.

То есть проблема человека становится одной из ведущих. Прославляется талантливость человеческой натуры, её социальная активность, преобразующая сила деятельности.

 

В области социальных наук Возрождение положило начало новому направлению – утопическому социализму, вместившему в себя представления об идеальном, совершенном общественном устройстве. Подобное обозначение оно получило от произведения “Утопия” английского гуманиста, писателя, государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535 гг.). В нём автор указывает на важнейшие черты прекрасного общества: отсутствие частной собственности, продуктивную организацию труда, регулируемые функции государства, общинный тип хозяйствования, удовлетворение только разумных потребностей.

Продолжателем идей Т. Мора стал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1679 гг.). В своей книге “Город Солнца” он создаёт сходную модель общественного устройства, в ней предусматривает систему развития науки и техники. Здесь впервые появляются идеи об определяющей роли коллектива в жизни любой личности.

 

 

 

Гуманизм (от лат. Homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни.

Важно отметить, что в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С её помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создаёт красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

И не случайно именно в эту эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали “искусством”, и художественной фантазией. Инженер и художник теперь – это не просто “искусник”, “техник”, каким он был для античности и Средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, т.е. природных вещах, он стремится увидеть закон их построения. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея.

Теперь художник чтобы достичь совершенства занимается препарированием умерших. Т.е. комплексный подход (целостный) к изображению человека. Лицо человека должно гармонично отражать его внутренний мир, его духовность (а не святые лики), то есть это и есть трансцендирующее постижение через внутренний мир.

Особенно это прослеживается в произведениях Леонардо да Винчи,

Рафаэля и др., в которых отражены религиозно-христианские и языческие таинства, их дух и плоть в параллельном соединении всех противоположных вещей в целостном мироощущении. Их мадонны изображались теперь с лицами

реальных людей. Ренессанс – это эпоха общения культур. «Чем больше мы проникаем в оригинальность Ренессанса,- отмечает Л.М. Баткин в работе « Итальянский гуманистический диалог XV века»,-тем яснее, что она выражалась в переходности…Но эта признательная оригинальность Ренессанса существовала не вопреки его переходности, а как переходность в наиболее конструктивно-независимом, логически-зрелом виде, как самая великая Культура перехода, которая когда-либо состоялась в мировой истории. Переходность Ренессанса выражалась в оригинальности, а не в « сочетании (средневекового и новоевропейского) «старого» и «нового».[ 26, с.209]

Гуманистический характер культуры эпохи Возрождения базируется на тайнопознании, на тайнствах, которые запечатлены на гениальных полотнах многих художников, изучающих какую-то сверхъестественную загадочную и пленительную силу чего-то непознанного и божественного, как « Джоконда» Леонардо да Винчи. Все культовые обряды, связанные с мистическим, продолжали жить не только в творениях художников, поэтов, писателей, скульпторов, но и возродились на театральных подмостках. Всё загадочное, мистическое, воплощённое в культуре эпохи Возрождения, воспитало нового человека, привило у него любовь к красоте, к добру, к красивым манерам, к познанию себя, к свободе творческих поисков, к познанию сверхъестественного.

В эпоху Возрождения, благодаря секуляризации культуры, известную самостоятельность по отношению к церкви приобретают искусство, философия, наука и тайнознание, которое одновременно выступает самостоятельно как астрология, алхимия, различные виды магии и предсказаний, и как составляющая естествознания и религии в виде откровения.

Кроме того в культуре Возрождения официальный статус получают социальные формы организации тайнознания такие как: орден розенкрейцеров и орден золотых розенкрейцеров, иллюминаты, орден тамплиеров, алхимиков, тевтонский орден и различные христианские секты. Появляются первые масонские ложи, которые наибольшего расцвета достигли в Новое время и продолжают существовать до настоящего времени[111].

Таким образом, Возрождение привнесло во многом новое понимание философских задач в жизни общества. Философские изыскания стали больше отвечать практическому, деятельному характеру нарождавшихся капиталистических отношений:

1. в ходе секуляризации отвергается геоцентризм, в центре внимания становится человек во всем многообразии его способностей, как физических, так и духовных (антропоцентризм, греч.-antropos-человек);

стремление возродить идеалы античности не было их простым копированием, оно привело к формированию качественно иной культуры;

после многовекового тоталитаризма церкви и религии ещё не было создано всеобъемлющих философских систем, но шло активное изучение атрибутов(важнейших, постоянных свойств) материи:

1)объективности, 2) её неуничтожимости ,3)пространства, 4)времени.

 

 

Список литературы

3. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970. – Т.2.

Богомолов А.С., Ойзерман Т.Н. Основы теории историко-философского процесса. – М.,1983.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.,1981.

Гуревич А.Я. Средневековый мир. – М.,1990.

Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. – М., 2001. С.177-386.

Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – М., 1996. – Т. 3.

Емельянов В.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. – М, 1987.

История философии в кратком изложении. – М., 1979.

4. Кузнецов В.М , Мееровский Б.В., Грязнов А.А. Западноевропейская философия XVIII века. – М.,1986.

5. В.А. Канке.Философия. – М.,2001. – С.52-87.