РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)

Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта,или Картезия. Основные сочинения Декарта – «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» - гласит основополагающий тезис Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение по Декарту, - это не тот путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической теометрии, объяснил образование и движение небесных сфер.

Философия Декарта находится в зависимости от его математических и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о методе» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», дает возможность построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив ее от случайности.

Им были выведены основные правила реалистического метода: признание исходным пунктом рассуждений элементарные самоочевидные истины(аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) – движению от общего к частному.

Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuntia – сущность) – это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Например, идея Бога как всесовершеннейшего существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей.

Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной).

Главными атрибутами являлись: духовной субстанции – мышление, материальной – протяженность. У Декарта способностью мышления обладает только духовная субстанция.

Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарта – размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) – нидерландский философ-материалист, критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Спинозы – тождество Бога и природы, т.е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивал, что это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы – видоизменения субстанции.

По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой – «natura-naturans». Субстанция едина, модусов – бесчисленное множество. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Основными сочинениями Спинозы были «Богословский политический трактат», «Этика».

В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Учение о природе стало опорой для логического доказательства возможности человеческой свободы в рамках необходимости. Согласно Спинозе, человек – существо, в котором модусу противоположности – телу – соответствует модус мышления – душа. И по тому и по другому модусу человек – часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом «свобода есть осознанная необходимость».

Вместе с передовыми умами XVII в. – Ф.Бэконом и Р.Декартом – Б.Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал умственную интуицию.

Лейбниц Готфрид Вильгельм – немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстанций. В философии Г.Лейбница обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. Основа философской системы Г.Лейбница – учение о монадах. В своём произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявления неделимых, простых духовных единиц – монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. Лейбниц различал три вида монад.

1.Монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого вида, относятся к неживой природе. Это минералы.

2.Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад второго вида, относятся к живой природе. Это растения и животные.

3.Высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознанием. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог – абсолютно сознательная монада.

В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения степени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознательности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду - Бога. Такое представление сегодня вряд ли вызовет удивление, поскольку вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами. Следует отметить, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана именно открытию микроскопа А.Левенгуком, который изучал микроскопическое строение тел. Таким образом, монада – это микрокосм, бесконечно малый мир.

В истории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму присущи не идеи, а своего рода предрасположения, которые под влиянием опыта как бы делятся на два вида: «истины разума» и «истины факта». В своем сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно. Основание для необходимой истины можно найти путем анализа, разлагая е на идеи и истины более простые, пока не дойдем до первичных»1.