ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественно-научные открытия ХIХ –ХХвв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности явились) важными факторами построения современной картины мира.

2. Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis - знание). В теории познания отношение «мир - человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимодействии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Ис­следуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria - опыт) единственным источником знания считают опыт,основанный на чувственном познании, недооценивая aктивную роль в познании теоретического мышления. Cторонники pационализма (лат. ratio - разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Oчевидно, оба эти направления страдают, односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека (подробнее см.: Модуль3. Философuя среднuх веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения).

3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

4. Интегpативная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своегo места в научном сообществе.

5.Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструк­тивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция (греч. axia – ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей (подробнее см.: 7.4. Ценности человеческого существования).

7. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор (подробнее см.: Модуль 8. Философское осмысление глобальных проблем современности).

8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В.И.Вернадского и др. (подробнее см.: 4.4. Русская философия).

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностическую и т.д. Вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также еще и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирующую, интегрирующую и другие функции философии.

Важность выполняемых философией функций подчеркнем проницательным высказыванием русского философа Г.Челпанова: «…самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».

Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в более продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.