СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ И СУБСТАНЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К БЫТИЮ

1.Представителисубстанционального направления, утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и яв­ляется как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность» (Там же). Суть их взглядов можно вкрат­це выразить в двух основных формулах:-1) «сущность есть сущест­вование» — иначе говоря, в любом предмете изначально зало­жена его действительность, бытийственность, так что, допустим, стол существует сам по себе, а не. в силу воздействия на него чего-то внешнего; 2) «бытие есть субстанция» — окружающий нас мир предметов, явлений или процессов является реальным, дей­ствительным, несотворимым и неуничтожимым, вечным и т. д. независимо от человека, от его деятельности или сознания.

2. Сторонникисубъективистского направления полагали, что «бытие» — это фиктивное, пустое понятие, возникшее в резуль­тате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структу­ры разума» (Там же. — С. 237). Суть этого направления лучше всего передает тезис Гегеля «бытие есть ничто», который мы оставляем авторскому комментарию.

Достаточно часто для характеристики состояния проблемы бытия в XX ст. употребляют слово «кризис». С нашей точки зре­ния, так обозначается разрыв прежних подходов к бытию, давав­ших хотя и различные, зато однозначные ответы на вопрос, что такое бытие, с принципиальной теоретической установкой в от­ношении бытия философской мысли нашего столетия: «бытие не есть сущее» (парафраз М. Хайдеггера). Другими словами, бытие не совпадает с очевидностью существования, которое часто в философии принимали за бытие, не поддается оно и традици­онному мыслительному анализу, результаты которого можно было бы выразить в нескольких общих понятиях; возможно лишь, что бытием можно назвать специфически человеческое состояние, когда человек осознает, кто он есть в мире и в сообще­стве других людей.

В философской литературе подходу к бытию как субстанции, т. е. постоянной, вечной и неизменной основе и сущности мира, также противопоставляется взгляд на бытие как становпение: «идея о том, что бытие предполагает изменение, то есть, что бытие есть становление, связана с именами двух величай­ших и самых бескомпромиссных философов периода зарожде­ния и расцвета западной философии: Гераклита и Гегеля.

Сформулированное Парменидом, Платоном и схоласти­ческими «реалистами» положение о том, что бытие есть посто­янная, вечная и неизменная субстанция, противоположная ста­новлению, имеет смысл только в том случае, если исходит из идеалистического представления, что мысль (идея) есть высшая реальность. Если идея любви (в понимании Платона) более реальна, чем переживание любви, то можно утверждать, что лю­бовь как идея постоянна и неизменна. Но если исходить из су­ществования реальных людей — живущих, любящих, ненавидя­щих, страдающих, то можно сделать вывод о том, что нет вообще ни одного существа, которое не находилось бы в процессе ста­новления и изменения. Все живое может существовать только в процессе становления, только изменяясь. Изменение и разви­тие — неотъемлемые качества жизненного процесса.

Концепция Гераклита и Гегеля, согласно которой жизнь есть , процесс, а не субстанция, перекликается в восточном мире с философией Будды. В буддийской философии нет места поня­тию о какой бы то ни было устойчивой, неизменной субстанции ни в отношении вещей, ни в отношении человеческого «я». Ничто не является реальным, кроме процессов. Современная научная мысль способствовала возрождению философских представле­ний о «мышлении как процессе», обнаружив и применив их в 1естественных науках» (Фромм Э. Иметь или быть? — 2-е изд. —

М.. 1990. — С. 31—32) .

Размышление о бытии не останавливается просто на естественном убеждений человека в существовании мира. Предметом раздумий ста­новятся такие вопросы, как прошлое, настоящее и будущее мира. Че­ловек в повседневной жизни может, не обременять себя подобными вопросами, однако они необходимы для философской рефлексии. Философия осмысляет тему бытия в целом ряде категорий.

Понятие субстанция означает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений.

Возможны другие точки зрения на бытие: чаще всего это

монизм и дуализм: первый признает существование единой основы мира второй — не менее двух, как, к примеру, И.Кант, исходивший из равноправия мира «вещей в себе» и мира «вещей для нас». В свою очередь, монизм можно подразделить на "идеалистический (Платон, Гегель) иматериалистический(Демокрит и Эпикур, французские механистические материали­сты, К. Маркс, Ф. Энгельс).

Все названные подходы следует считать дополняющими друг друга, раскрывающими — каждый со своей стороны — все мно­гообразие феномена бытия. Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей. Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживались например, Гегель), и материалистическим, если субстанцией считает­ся материальное бытие (такое понимание представлено в философии Маркса). Позиция дуализма была выражена в философии-Декарта.

Содержание категорий « матеральное бытие » и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание»

 

 

_________________________________________________________________

МАТЕРИЯ — это философская категория, означающая первооснову ма­териального бытия.

СОЗНАНИЕ — это философская категория, означающая первооснову иде­ального бытия.

____________________________________________________________________

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между материализмом и идеализмом. В историй философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны всё тела», «мельчайшая частица реальности», «нео­душевленное вещество» и др.

Исторически первым было определение материи как основы веще­ственности, телесности. В этом понимании материя ещё нё противо - поставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц.

После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании стало противопоставляться понятию «сознание» (дух). Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество противоположное жи­вому, активному, творческому духу. У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя является первоначалом всего суще­ствующего. Именно в качестве такого первоначала древнегреческие натурфилософы предлагали считать воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появи­лась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Фома Аквинский считал, что материя_создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т. е. не является субстанцией.

С началом нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непрони­цаемость и др. Особое значение для определения материи имела фи­зическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств.

Согласно учению Канта, мир как целое не может быть предметом разумного теоретического познания, он оказывается «вещью в себе». Важнейшей частью философского знания становится уже не онтология, а гносеология. Кант считал, что предметом философии должно быть изучение не природы, а познавательной деятельности -субъекта. Учение Канта было шагом к устранению понятия материи из филосо­фий и к замене его понятиями пространства и времени как более содержательными.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным; и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки,- На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась, с веществом. Современные представления о материи связаны величайшими открытиями XIX- XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже Х1Х-ХХ вв. открытие, поля как нового вида материи привело к острейшим научным и философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеа­лизма. В современной философии естествознания понятие материи утра­чивает свои определенные характеристики и становится бескачествен ним носителем атрибутов (прежде-всего, пространства и.времени).

Материи, согласно современной научной .картине мира присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде.и никогда, не утрачивает своей, способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух - возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда дется: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот воп­рос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опира­ется на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из неко­ей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи-творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.Пространство и время – как атрибуты свойства материи. Пространство характеризует сосуществование явлений, а время - их сменяемость.