ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Принципы – это основные, исходные положения, основополагающие понятия, позволяющие объединить законы и категории в единую систему знаний.я законы диалектики.

Для диалектики фундаментальные принципы: всеобщая связь, развитие, систематичность, скачкообразность, противоречивость. Это важнейший фундамент, на котором основываютс

Два основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности упорядочиванности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития.

Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершённого, все находится в процессе становления и изменения.

Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Но закономерно встаёт вопрос о том, что является источником развития. Всё многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая – борьбу противоположных сил и тенденций, т.е противоречие.

Протворечие – взаимодействие противоположных сторон, предметов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян». Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т.е логические противоречия.

Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории – это априорные (т.е доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпритации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например в позитивизме или экзистенционализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Так, например, позитивизм и неопозитивизм обращаются в первую очередь к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенциализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.

Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

Сущность и явление – важнейшие диалектические категории, вкоторых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл.

Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление – это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.

Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление.

Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определённом этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и бреобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система ( от греч. Systema– составленное из частей, соединённое) – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент (от лат.еlement– первоначальное вещество) – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы.

Структура (от лат.structura– строение) – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное(частное) – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина– это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие– явление, порожденное другими явлениями. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производят другое явление (следствие).

 

Детерминизм – этто учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

 

Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Необходимость и случайность – это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.

Необходимость– это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

5.Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей

Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный вопрос теории развития - почему развитие осуществляется, в чем источник развития всех явлений материального и духовного мира. Согласно этому закону развитие природы, общества и человеческого познания представляет собой результат столкновения противоположных сторон, противоречивых сил и тенденций внутренне присущих предметам, явлениям материального мира. Знание закона позволяет понять, что причина развития находится не вне материи, а в ней самой.

Основные категории закона:

1. Противоположности - это стороны, свойства или тенденции того, или иного целостного, изменяющегося предмета, явления, процесса, которые предполагают и взаимно исключают друг друга одновременно (в атоме - это ядро и электрон; анализ и синтез - для мышления и др.)

2. Единство противоположностей - это отношения, сторонами которого являются противоположные силы и тенденции, взаимополагающие друг друга.

3. Борьба противоположностей - это отношения, сторонами которого являются противоположные силы и тенденции, находящиеся в состоянии взаимоисключения и взаимоотрицания.

4. Противоречие - это отношения между противоположностями, состоящие в их единстве и борьбе. Это центральная категория закона. Единство и борьба противоположностей, будучи необходимыми моментами противоречия, занимают в нем не одинаковое положение.

Единство противоположностей всегда относительно, борьба всегда абсолютна. Относительность единства противоположностей выражается в их временности и в неполноте совпадения. Абсолютность борьбы противоположностей заключается в том, что она присутствует на всех стадиях существования того или иного единства.

5. Разрешение противоречия - это качественное преобразование в развитии, в силу которого на смену старого противоречия приходит новое противоречие.

Основные формы разрешения противоречия:

1. Переход противоположностей друг в друга и, соответственно, в более высокие формы.

2. Победа одной из противоположностей.

3. Исчезновение обеих противоположностей при коренном

преобразования системы и др.

Виды противоречий

1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие между электронами и протонами в атоме; между производительными силами и производственными отношениями в обществе).

Внешние противоречия - это противоречия между различными предметами и явлениями как относительно самостоятельными, целостными системами (общество - природа; организм - среда).

2.Антагонистические и неантагонистические (исходя из их типа).

Антагонистические противоречия - это особый тип социально-классовых противоречий, которые проявляются в противоположности, несовместимости и непримиримости интересов основных классов по коренным вопросам их жизни и обусловлены противоположным положением этих классов в системе общественного производства (отношение между рабами и рабовладельцами, помещиками и крестьянами). Для своего разрешения эти противоречия требуют ликвидации той основы, которая их породила. Они не могут разрешиться в рамках существующего строя.

Неантагонистические противоречия - это противоречия между классами и другими социальными группами, имеющими общие интересы по коренным вопросам их жизни. Эти противоречия не имеют тенденции к обострению и разрешаются в форме постепенности, путем укрепления и развития того общего, что заключалось в интересах классов и социальных групп. Разрешение этих противоречий возможно в рамках существующего строя. Примером этих противоречий могут быть противоречия между рабочим классом и крестьянством.

3. Основные и главные; неосновные и неглавные (исходя из их роли). Основное противоречие - это такое противоречие, которое:

выражает наиболее глубокую сущность данного процесса развития и является основным источником и движущей силой развития процесса;

• имеет место на протяжении всего времени существования того явления, предмета, процесса, основным противоречием которого оно является.

Неосновное противоречие - это такое противоречие, которое порождается основным и потому зависит от него.

Главное противоречие - это ведущее решающее противоречие на отдельном этапе развития данного процесса.

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.

Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории.

Основные положения теории равновесия:

1. Равновесие абсолютно, борьба относительна.

2. Равновесие лишено противоречий – это положительное состояние; противоречия и борьба негативны для системы. Это абсолютный покой.

3. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил. В этом случае и возникает противоречие.

4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления систем к внешней среде, что обеспечивает "нейтрализацию" противоположностей и новое равновесие.

5. Развитие идет по формуле: равновесие – не равновесие - равновесие.

Для теории конфликта в отличие от предыдущей характерна абсолютизация конфликта. В этой теории речь идет прежде всего о конфликте поколений, наций, этнических, профессиональных групп и т.д., которые объявляются вечными. Конфликт имеет место везде, где есть жизнь. Он , по мнению авторов этой теории, существует для того, чтобы удовлетворять потребности системы в изменениях. Схема развития здесь может быть представлена следующим образом: конфликт - равновесие - конфликт. На первый взгляд схема развития в данной теории может показаться противоположной схеме развития теории равновесия. Однако по существу они сходны. И та, и другая разрывают единство и борьбу в процессе развития. Источник развития либо полностью , либо преимущественно выводится за пределы системы. Неверно трактуется и разрешение противоречий, что искажает картину развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как идет развитие. Он раскрывает механизм изменения, показывает, в каких формах эти изменения происходят. Согласно этому закону развитие осуществляется в результате перехода из одного качественного состояния с присущими ему количественными характеристиками в другое качественное состояние с новыми количественными характеристиками. Прежде чем раскрыть содержание данного закона, рассмотрим понятие "качества"; "количества" и "меры". Качество, количество, мера, а также скачок - основные категории, которые входят в определение данного закона.

Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предмета, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество - это единство моментов числа и величины. Для того, чтобы найти количественную определенность предмета , надо сравнить его свойства с однородными свойствами некоторого другого предмета, принятого за эталон или отправную величину для измерения.

Мера - это определенный количественный интервал значений свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Т.е. переломные пункты, начиная с которых дальнейшие количественные изменения приводят к коренным качественным изменениям, называются границами меры. Границы меры не всегда имеют точные, фиксированные значения. Мера точно определена, если изменения качества зависят от одного-двух определяющих параметров, как это имеет место во многих явлениях неорганической природы. Но мера может быть подвижной и изменчивой, если изменения качества зависят от большого количества параметров, как это имеет место в биологии и общественных явлениях.

Количество и качество взаимосвязаны и взаимосвязь эта представляет собой единство противоположностей (количество постоянно изменяется, качество относительно устойчиво, остается неизменным, пока количественные изменения не достигнут определенного предела, не выйдут за границы меры. Выход количественных изменений за рамки меры обусловливает изменения качества, его преобразования в другое качество. Но с появлением нового качества изменяются и количественные характеристики, появляется новая количественная определенность).

Предметы могут изменять свое качество:

1) путем количественного прибавления или уменьшения вещества, энергии и информации в результате взаимодействия предмета с окружающей средой;

2) путем перераспределения вещества и энергии в рамках данной структуры (мутации внутри хромосомы, происходящие путем перемещения участков хромосомы);

З) путем замещения хотя бы одного из элементов структуры качественно иным элементом;

4) путем изменения качества хотя бы одного из элементов, составляющих данную структуру предмета;

5) в результате увеличения или уменьшения времени существования объекта или в силу изменения мощности множества событий, благодаря чему маловероятные события превращаются в весьма вероятные и наоборот.

Переход от старого качества к новому качеству всегда связан со скачком.

Скачок представляет собой период или фазу коренного изменения качественного состояния, когда новые условия и внутренние связи становятся несовместимыми со старой формой их организации и последняя подвергается ломке. В ходе скачка происходит перестройка внутренних связей, разрыв старых связей и установление новых.

Скачки подразделяются на:

1) механические, физические, химические, биологические, социальные

(исходя из форм движения материи);

2)быстрые и медленные (исходя из времени протекания);

3)одинарные и комплексные (исходя из их масштаба);

4) коренные и некоренные (исходя из характера преобразований);

5)прогрессивные, регрессивные, одноуровневые (исходя из их роли);

Метафизическое истолкование данного закона состоит в абсолютизации либо количественных, либо качественных изменений.

 

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие .

Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником развития предметов и явлений является противоречие, что на определенном этапе их развития противоречия разрешаются. Разрешение противоречий есть, в свою очередь, ликвидация старого качественного состояния и возникновение нового. Возникновение же нового есть не что иное как результат отрицания старого, отжившего свой век качественного состояния. Значит отрицание является необходимым моментом развития.

Однако признать момент отрицания в развитии еще недостаточно. Нужно правильно понять природу отрицания, его диалектический характер. Только при этом будет ясна тенденция развития. Отрицание нельзя понимать как абсолютное отрицание, как простое уничтожение.

Если бы это было так, то стало бы невозможным развитие.

Если бы, к примеру, отрицание почки в цикле произрастания растения было только отрицанием, т.е. уничтожением ее, то не было бы перехода от почки к цветку. Отрицание нужно понимать как такое отрицание, которое предполагает возможность нового отрицания. Смысл диалектического отрицания состоит в том, что оно выступает не только как момент уничтожения старого, отжившего, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии, причем воспроизведении всего положительного, что было создано при старых формах развития происходит на новой основе в преобразованном виде.

Диалектическое отрицание имеет следующие особенности:

1. Это объективность отрицания (отрицание не есть субъективное, из вне вносимое мнение, а стадия развития объективного процесса).

2. Отрицание не есть внешняя сила, полностью уничтожающая данное явление, а самоотрицание. Каждое явление в себе самом содержит свое собственное отрицание.

3. Конкретность отрицания (для каждого вида явлений процессов существует свой, особый способ отрицания, ведущий к дальнейшему развитию).

Типы отрицания

I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи);

2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя из характера действия).

Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду. При этом отрицании большую, а часто и решающую роль играют внешние пo oтнoшeнию к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание. Конструктивное отрицание подразделяется на прогрессивное, регрессивное и нейтральное.

Все о чем до этого шла речь, касалось диалектического отрицания. Однако развитие объективной действительности не ограничивается лишь одним диалектическим отрицанием. Одно отрицание, как правило, сменяется другим, т.е. превратившись в свою противоположность, явление в ходе дальнейших отрицаний снова превращается в свою противоположность. При этом при втором превращении оно как бы возвращается в свое первоначальное состояние. Отрицание отрицания является завершающей фазой в развитии процесса. Однако это не значит, что на этом вообще развитие заканчивается. Будучи завершающей стадией в развитии данного процесса, отрицание отрицания одновременно является и новым исходным пунктом для дальнейшего развития. Формой проявления отрицания отрицания является спиралевидность. Каждый новый виток спирали представляет собой более высокую ступень развития и вместе с тем является как бы возвратом к пройденному, как бы повторением предыдущего витка спирали. Каждый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует бесконечность развития, бесконечность восхождения от низшего к высшему. В законе отрицания отрицания наиболее резко проявляется поступательность развития. Каждый виток спирали не есть простой возврат к пройденному: он ведет все выше и выше, служит началом нового витка, нового диалектического цикла в развитии. Развитие тем самым идет по пути восхождения. При этом диалектические циклы, витки спирали выступают как взаимообусловленные, органически связанные между собой этапы развития, как единый и вместе с тем качественно многообразный процесс.

Признание восходящей тенденции развития не означает, что все изменения в мире идут только в этом направлении. Движение и изменения разнообразны, противоречивы. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных. Закономерность поступательного развития не исключает временных отклонений от основных тенденции движения вперед. История знает такие движения назад, как реставрация династии Бурбонов во Франции (1815-1830г), эпоха реакции в России после поражения революции 1905-1907г. и др. Но закономерность развития такова, что несмотря на временные отливы и отступления поступательное движение в конечном счете неизбежно пробивает себе дорогу. При этом следует также отметить, что по мере продвижения отдельных форм материи на все более высокий уровень происходит нарастание скорости процесса развития. Исходя из рассмотренного, можно дать следующую общую формулировку закона отрицания отрицания. Отрицание отрицания есть закон спиралевидной формы поступательного движения, периодического как бы повторения пройденных ступеней на новой основе и в высшей форме. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками и метафизиками, но понимание этого отрицания у них разное. Метафизическое понимание отрицания выступает в двух формах:

1) полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции;

2) абсолютизация момента преемственности в развитии.

В заключение, следует сказать, что законы диалектики глубоко конкретизируют диалектико-материалистическую концепцию развития, дают целостное определение источника, механизма и направленности развития. Все три закона взаимосвязаны, где главным является закон единства и борьбы противоположностей. Он является главным, т.к. единство и борьба противоположностей выступают в качестве важнейших моментов содержания двух других законов диалектики. Если бы его не было, то не было бы и двух других.