ГНОСЕОЛОГИЯ(от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания.

 

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира (подробнее см.:5.3. Философское учение о познании).

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. episteme – знание) – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до ХХв. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение – дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг.ХХв.

Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos – слово, понятие, мысль, учение, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным(машинным). Логика зародилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика – учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель(подробнее см.:2.5. Античная философия). Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца ХIXв. В рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанным частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia – отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч.ethos – обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличии от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т.е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология – наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология(от греч. axia – ценность) – учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т.е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания (подробнее см.: 1.8.Генезис философии).