ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ.

 

В современной социальной философии теории, придерживаются прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста.

Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1)Признается прогресс в историческом развитии;

2)В качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;

3)Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

1.Первобытно-общинная;

2.Рабовладельческая;

3.Феодальная ;

4.Капиталистическая;

5.Коммунистическая (появление этой формации К.Маркс лишь предсказывал).

ФОРМАЦИЯ – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношение по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собтвенности. Противоречие производительных сил и произволительных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой): формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Осноположником теории конфликта в социолонии считается именно Маркс.

Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавщиеся в XX в., не редко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чеще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического раста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французкого ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д.

Наиболее распространенная в XX в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У.Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

СТАДИЯ РОСТА — этоп общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадийная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно анрарным хозяйством);

2) индустриальное общество (даная стадия начинается с возникновенния машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

4) бедещее постиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI в.).

стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

Иной взляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русские философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенгера и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в Росии, они стали теоретической идеологической базой для поиска особого «руского пути» и «русской идеи».Работа Н.Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомления с позицией оригинального русского мыслителя.(Прочитайте Данилевский Н.Я. Россия и Европа — М.1998.)

цивилизационный подход исходит из трех принципов:

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем тожно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизауии связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н.Я. Данилевский.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое обществе и культура самоценны.

Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое т.е. История локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы, связанные с глоболизацией. Неоднократно предпринимались попытки объеденить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

Вопросы для самопроверки.

(первый уровень понимания материала).

1. Что такое общественно-исторический процесс?

2. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативным? Возможно ли иное толкование?

3. Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте ее.