Философия французского Просвещения.

 

1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Наука и прогресс – вот главные лозунги этой эпохи. Отсюда – характерная черта философии того времени – рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума. Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая (из Нового времени) и антропологическая (из эпохи Возрождения).

Просвещение как широкое движение общественной мысли возникло во Франции, где и получило наиболее полное выражение. Оно объединило всех прогрессивно настроенных представителей своего времени (прежде всего – третьего сословия) и развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя и его духовной опоры – религии и церкви.

Основоположниками французского Просвещения явились Ж.М.Вольтер(1694-1778) и Ш.Л.Монтескье(1689-1755), которые подготовили второе поколение просветителей: Д.Дидро, П.А.Гольбах, Ж.О.Ламетри, К.А.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо и др. Главной причиной невежества и бедствий они считали религиозный фанатизм. Отсюда проистекали такие черты их учений, как:

▪ антицерковная направленность: они выступали за религиозную свободу, свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. (Известное высказывание Вольтера в отношении церкви: «Раздавите гадину!»);

▪ многие из них занимали позиции деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, затем не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий, некоторые просветители были атеистами (Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах),

▪ гуманистическая направленность на усовершенствование общественной жизни («улучшение гражданского общества») в направлении реализации естественных прав человека – на жизнь, свободу, собственность, уважение достоинства и др.,

▪ неразрывная связь с достижениями естествознания того времени, пронизанного механистическим духом.

Согласно французским мыслителям, духовное освобождение людей лежит на пути их просвещения. С этой целью они предприняли выпуск Энциклопедии – толкового словаря наук, искусств и ремёсел, публиковали также словари, памфлеты, полемические статьи, т.е. старались подвигать свои идеи в широкие слои городского общества.

В объяснении природы французские просветители стояли на позициях механистического материализма. Наиболее яркое выражение это нашло в работах: П.А.Гольбаха (1723-1789) «О системе природы»(главные идеи: сущность и основу всех природных процессов составляет материя, которая неразрывно связана с движением в его механической форме; именно движение является источником всех свойств; природа и человек подчинены механически действующей цепи причин и следствий, а потому во всём происходящем нет ничего случайного) и Ж.О.Ламетри (1709-1751) «Человек – машина» (здесь утверждается: человек – особым образом организованная сложная машина, наделённая способностью чувствовать и мыслить. Носителем этой способности является то, что называют душой и что целиком зависит от устройства нашего мозга и тела).

Важной составной частью философии французского Просвещения является учение о человеке и обществе. Главное в нём – понятие «природа человека». В споре с христианским догматом об изначальной греховности человека, испорченности ( вследствие грехопадения) его природы, Руссо, например, утверждал, что человек по своей природе добр. Основывалось это на теории «естественного человека»: в естественном состоянии (до появления частной собственности и государства) люди жили поодиночке и отличались кротким нравом.

Началось падение нравственности, согласно Руссо с появления частной собственности (сначала на землю) и, следовательно, имущественного неравенства, которое затем усугубилось неравенством политическим и духовным. Главная мысль просветителей : человек – продукт среды, а среда определяется мнениями (идеями).Поэтому чтобы изменить человека, природа которого испорчена современной цивилизацией, надо изменить среду – путём : просвещения, воспитания (см. теория «естественного воспитания» Руссо), справедливых законов.

В целом значение философии французского Просвещения в том, что она подготовила духовную основу Великой французской революции (1789-1794 г.г.), выдвинув такие принципы гражданского общества, как : свобода, равенство, братство, гуманизм, вера в разумное общество, хотя, как известно, та же революция обернулась такими ужасами, которые впервые и пошатнули слепую веру в человеческий разум и его возможности.