Философия Древнего Китая.

 

Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармоничного целого, обращение к гадательной практике – магическому общению с духами посредством гадательных книг и костей. Китайскому мышлению присущи также представления о цикличности времени, о сходстве устройства человека и окружающего его мира – природы и космоса.

Одно из приоритетных периодизаций китайской философии – её деление на хронологические периоды по порядку смены правящих династий. Это философия:

периода Чуньцю (VIII –Vв.в.до н.э.) – Чжаньго (V-III в.в.до н.э.);

эпохи Хань (II в.до н.э. – II в.н.э.);

послеханьская средневековая философия (III – X в.в.).

Философия периода Чуньцю – Чжаньго. Ведущее произведение этого периода, лежащее у истоков философской культуры Китая – «И – Цзин» - «Книга перемен» (VIII – VII в.в.до н.э.). Она обозначила переход от мифологического к философскому познанию мира и его изменению за счёт взаимодействия двух начал – Ян (мужское, светлое, активное) и Инь (женское, тёмное, пассивное). Их чередование есть путь – дао = путь всех вещей и всего мира.

Диалектика Ян и Инь проявляется в их динамических взаимопереходах, в симметрии вращения, что иллюстрируется древним китайским символом – знаком Великого Передела. Пара Инь и Ян – великий лейтмотив всей китайской культуры. Из их взаимодействия возникает 5 первоэлементов или движущих начал – дерево, огонь, земля, металл, вода.

Эти представления связываются с судьбами людей и общества: Китай, также определяемый волей Неба – Поднебесная, а его правитель – Сын Неба. От того, как правитель Китая исполняет волю Неба, зависит порядок и в мире людей, и в Космосе – Дао.

В 221 г.до н.э. осуществился приход к власти династии Цинь, объединившей Китай в единую империю. Столетие, прнедшествовавшее династии Цинь, было периодом противоречивого перехода Китая к феодальному обществу, что дало мощный импульс расцвету философской мысли. Поэтому эпоху Чжаньго именуют временем соперничества «ста школ». Главные из этих школ (цзя):

конфуцианство – школа служилых людей – жу цзя;

даосизм – дао цзя;

школа моистов – мо цзя;

легизм (школа законников) – фа цзя;

школа инь – ян и пяти элементов (натурфилософы) – инь-ян цзя;

школа имён (номиналистов) – мин цзя.

Школа служилых людей – конфуцианство. Его основоположник – Конфуций (551-479 до н.э.), взгляды которого отражены в книге «Лунь-юй». Главная для него категория – небо = синоним судьбы и силы, обеспечивающей порядок в природе. В человеческих же отношениях этот порядок обеспечивает традиция, религиозный ритуал, этикет – «ли», т.е.нормы общественного поведения. Поэтому воспитание благородных мужей означает приобщение к «Жень» - человечности (« не делай другим того, чего не желаешь себе» и другие нравственные правила Конфуция). Главной основой жень выступает сяо – сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим, в том числе, по положению.

«Благородный муж» для Конфуция – не только этический, но и политический идеал. Стремясь соответствовать этому идеалу, правитель должен управлять на основе добродетели и своим примером учить подданных должному поведению. Правительственная деятельность должна начинаться с «исправления имён» (чжен-мин): каждый должен следовать своему призванию, положению, обозначенному в именовании (статуса, должности) и соответственно действовать и поступать.

Даосизм. Основателем считается легендарный мыслитель Лао-цзы (VI-V в.в. до н.э.). В центре его учения – категория дао – первоначало мира безличный мировой закон, путь, по которому следует вся природа и человек. Путь – Дао = беспредельный и непознаваемый исток бытия, одновременно и пустой, и неисчерпаемый, и безымянный и обладающий именем, и бездействующий, и делающий всё и т.д. Так действует Дао, обеспечивая постоянное взаимодействие противоположностей и их переход друг в друга.

В результате мировой порядок не зависит от воли человека, а постичь путь (дао) и получить благодать (дэ) можно только при помощи слияния с дао, освобождения от желаний и страстей, смирения, покоя, благородного недеяния.

Моизм – по имени основателя Мо-цзы (около 475-395 до н.э.). Критикуя Конфуция в зрелый период творчества, он утверждал: в противовес покорной воле Неба, люди должны стремиться улучшить существующий порядок, утверждая нормы человеколюбия, долга и взаимной выгоды.

Легизм (от лат.-закон) – школа законников (Шан-Ян, Шень Бухай и др.). В борьбе с кнфуцианством они утверждали: политика несовместима с нравственностью; поддерживая порядок в стране, нужно исходить не из нравственных качеств людей, а из законов, а вместо убеждения применять силу принуждения, ибо людьми движет эгоизм и противостоящие друг другу интересы.

А потому, чтобы избежать всеобщей вражды, государство должно вмешиваться в общественные отношения, поощряя законопослушных и карая провинившихся на основе законов. Перед законом все равны, кроме правителя, который является единственным творцом законов. Созданная легистами концепция деспотического государства просуществовала до начала XX столетия.

Школа инь-ян и пяти элементов ярко представлена в учении Цзоу Яня (III в. до н.э.). Согласно ему, в основе Вселенной находятся диалектически связанные и сменяющие друг друга 5 элементов: вода, огонь, дерево, металл, земля. Сменяемости элементов соответствует и сменяемость правления династий в обществе: каждая династия правит под знаком определённого элемента.

Учение номинализма (школы имён) получило распространение в IV-III в.в.до н.э. в творчестве Хуэй Ши и Гунсунь Луна, которые сосредоточились на логико – гносеологических исследованиях и, главным образом, на вопросе о соотношении понятий-имён (мин) и реальных вещей. После III в. номиналисты утратили влияние, поскольку их проблематика считалась далёкой от практики.

В дальнейшем развитие китайской философии характеризовалось усилением влияния конфуцианства, особенно в период династии Хань. Большую роль в этом сыграл философ и политик Дун Чжуншу (179-104 до н.э.), который обновил конфуцианство, включив в него некоторые положения легизма и других школ и придав ему теологический характер.

Постепенно в Китае вызревала идейная оппозиция школе Дун Чуна в лице Ян-Сюна, Лю-Аня и особенно Ван Чуна (27-100 н.э.), радикального философа – материалиста, умелого полемиста, высоко оценённого только в XX в.

В послеханьский, средневековый период развития китайской философии происходит и усиливается полемика между проникшим в Китай буддизмом (принял впоследствии форму чань-буддизма), с одной стороны, и , с другой – даосизмом и конфуцианством, которые, в свою очередь, полемизируя и влияя друг на друга, трансформировались в неодаосизм и неоконфуцианство.

В XX в.китайская философия прошла через стадии «вестернизации», реконструкции традиционной философии (особенно неоконфуцианства) и триумфа марксизма, который к 1949 г. принял форму маоизма.

 

 

3. Наименование темы: «Античная философия», лекция, отведен 1 час.

 

 

3.1. Общие особенности и периодизация античной философии.

3.2. Развитие философских учений периода античности:

а) ранняя древнегреческая философия;

б) классическая философия Древней Греции;

в) поздняя греко-римская философия.