Политическое бытие общества и политическое сознание.

 

Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание представляет собой систему теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами. Специфические особенности политического сознания:

• высокая степень выражения и отражения в нем социально-классовых интересов;

• активное влияние на другие формы общественного сознания.

Политическое сознание структурируется по разным основаниям.

 

Структура политического сознания.

 

           
 
 
   
   

 


Итак, в зависимости от того, кто является субъектом (носителем) сознания, различают массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Массовое сознание – реально действующее политическое сознание той или иной массовой общности людей, участвующее в политической жизни и влияющее на нее; важнейшим его проявлением выступает общественное мнение.

Групповое политическое сознание – обобщенное сознание конкретных больших (классы, социальные группы и слои) и малых (политические элиты, группы давления и т.д.) групп, связанных с политикой.

Индивидуальное политическое сознание – система знаний, мотиваций, ценностных ориентаций, обеспечивающих познание отдельным человеком политики и участие в ней через процесс политической социализации.

Обыденное политическое сознание – аморфное, несистематизированное, фрагментарное, подверженное эмоциональному воздействию духовное образование, устойчиво влияющее на поведение субъектов политики. Оно формируется стихийно, на основе жизненного опыта людей и в значительной мере – в итоге целенаправленного манипулирования со стороны политических организаций, СМИ, пропаганды.

Способом выражения обыденного политического сознания является общественная психология. Сюда входят такие факторы человеческой психики, как: чувства, инстинкты, привычки, стереотипы, которые формируются у граждан в условиях определенной политической культуры и которые выражают их отношение к деятельности государства, политических партий и лидеров.

Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как целостная, систематизированная совокупность взглядов, концепций, социально-политических идеалов, выражающая потребности и интересы определенных социальных групп и обосновывающая политические действия с целью реализации этих интересов.

Существуют разные трактовки политической идеологии: если для К. Маркса, например, идеология – это сугубо классовое явление, то для Т. Парсонса это – система ценностей данного общества, а для К. Мангейма – форма мифологизированного сознания, скрывающего истинное положение вещей и т.д. В каждом из этих подходов есть рациональное зерно, что видно из социального предназначения идеологии, которая:

• обосновывает и направляет внутреннюю и внешнюю политику государств;

• определяет цели и задачи классов, а следовательно, стратегию и тактику партий;

• стремится дать оценку тому или иному политическому режиму – апологетичную или критическую;

• способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей, лозунгов, побуждая их к определенным политическим действиям. Именно в этом мобилизующем, важнейшем для идеологии смысле Д. Белл говорил о ней как о «переводе идей в социальные действия».

Форма выражения политической идеологии – программы и уставы партий, конституции государств, теоретические выступления идеологов, политических деятелей и т.п. Каждая идеология имеет свою организацию, свой тип пропаганды как средства распространения политических идей и другие формы политического воздействия на массы. То есть идеолого-теоретический и обыденно-психологический уровни политического сознания находятся во взаимодействии: политическая идеология воздействует на политическую психологию, рационализирует ее; учитывая в то же время массовые политические настроения, состояние политической психологии.

Востребованность идеологии социальной практикой знала взлеты и падения: эпоха Просвещения провозгласила рождение и значимость идеологий, но в середине XX в. американский футуролог Д. Белл заявил о конце идеологий (деидеологизации), ненужности их существования – мысль, которую подхватили другие американские теоретики: З. Бжезинский и Р. Бейли.

Иначе смотрит на эту проблему американский ученый Ф. Фукуяма (кн. «Конец истории и последний человек», 1992 г.), который утверждает, что с окончанием холодной войны мир подошел к повсеместному распространению западной либеральной демократии, которой нет идеологической альтернативы.

Однако социальная практика показывает, что старые «большие» идеологии уходят, распадаются на новые, более мелкие и между ними происходят сложные процессы трансформации, взаимопереплетения и взимоотталкивания. Среди них: либеральная, социал-реформистская, социалистическая, анархистская, консервативная, националистическая и т.д. Многие их них сегодня – с приставкой «нео». Например, явно неоанархистский потенциал приобретает в XXI в. движение антиглобалистов. Среди его ведущих идеологов – итальянец Тони Негри, именующий себя последним планетарным коммунистом.

При этом наиболее заметна роль в политической жизни современного общества либеральной, консервативной и радикальной идеологий. В чем суть этих типов идеологии?

Либерализм (от лат. – «свободный») – политическая идеология, исходящая из приоритета свобод и прав личности (на жизнь, свободу, собственность), которые можно реализовывать посредством развития демократии, разделения властей, политического плюрализма и верховенства закона (правового государства), отмены ограничений для свободного предпринимательства, невмешательства государства в экономическую, частную жизнь граждан, достижения консенсуса в решении важнейших политических проблем.

Изначально это была идеология молодого, стремящегося к власти класса буржуазии. Истоки либерализма относятся к XVII – XVIII в.в. Их можно проследить в работах Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье и др. Философская основа либерализма – прогрессистский оптимизм, рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума и разумное устройство общества на основе главной идеи либерализма – идеи свободы личности.

Но с конца XIX – начала XX в.в. начинает происходить пересмотр некоторых положений либеральной идеологии: в ней усиливаются идеи социальной справедливости и солидарности, увеличения роли государства в обеспечении индивидуального и общественного блага, в чем ощущается воздействие социал-демократических и умеренно-консервативных идеологий, которые, в свою очередь, испытывают влияние идей либерализма.

Консервативная и радикальная идеология – это критика либерализма справа и слева.

Консерватизм(от лат. – «сохраняю») – течение социально-политической мысли, которое исходит из приоритета индивидуальных ценностей, выступая за сохранение исторически сложившихся традиций, форм государственной и общественной жизни (семья, нация, религия, собственность и др.). Его принципы – порядок, стабильность, традиционализм.

Создателем политической философии консерватизма считается Э. Бёрк, книга которого «Размышления о революции во Франции» (1790) до сих пор воспринимается сторонниками консервативного подхода как «библия консерватизма». В его разработку внесли большой вклад также Л. де Бональд и Ж. де Местр. Возникновение консерватизма было обусловлено в основном феодально-аристократической реакцией на Французскую революцию, и в этом смысле данная идеология изначально имела антибуржуазный характер. Ее философская основа – понимание общества и государства как результата естественной эволюции, а не договора между людьми, обоснование полной зависимости человека от существующих отношений, мысль о несовершенстве человеческой природы и ограниченности человеческого разума, о врожденном неравенстве людей, сдержанное отношение к идее свобод для неразумных масс.

С конца XIX в. начинается эволюция консерватизма, в том числе под влиянием идей нового либерализма: им принимаются, например, принципы парламентаризма, роли рынка, свободной конкуренции и др., хотя и сегодня в сложном конгломерате идей консерватизма продолжает существовать и такая его разновидность, как традиционализм. Вместе с тем все большим влиянием пользуется такая его версия, как либертаризм, который окончательно оформился в первой половине XX в. Его идеологи – Ф. Хайек, Р. Нозик и др., сохранив внешнюю форму классического либерализма, придали ей консервативное содержание, то есть либерализм и консерватизм – некогда полярные позиции идейно-политического спектра, все больше оказываются в зоне пересечения ценностей и принципов друг друга.

Радикализм (от лат. – «корень») – социально-политические идеи и действия, направленные на коренное изменение основ общественного устройства, социальных отношений и институтов, в том числе политических – то, что означает разрыв с признанной традицией. Радикализм, возникнув в 30-х годах XIX в., поначалу выступал под буржуазно-демократическими лозунгами – «Свобода, равенство, братство». В дальнейшем радикализм изменяется, приобретая разное содержание в разных вариантах. Соответственно можно говорить о радикализме:

социально-политического толка (коммунистическая идеология в формах марксизма, большевизма, сталинизма);

националистического толка – фашизм, национал-социализм;

анархического толка.

На сегодняшний день каждая из этих идеологий существует в той или иной степени в разных организациях и движениях, в том числе и в России. В последнее время у нас много говорят об экстремизме. В связи с этим можно отметить следующее: в отличие от радикализма экстремизм обусловлен не целями политического действия, а применяемыми насильственными средствами.

Подытожим. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти.

Центр политической системы – государство, важнейшая характеристика которого – политический режим. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Основой правового государства является гражданское общество, социальная база которого – средний класс.

Для выстраивания политической системы современной России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.

 

21. Наименование темы: «Правовая сфера жизни общества», лекция, отведён 1 час.

 

21.1. Право и правосознание.

21.2. Правовое состояние общества.