Правовое состояние общества.

То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качественную определённость и подлинно гуманную сущность, напомним: в обществах, где существовала полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество) законы создавались в интересах экономически и политически господствующего класса, закрепляя их права и привилегии. Право в этих обществах не было всеобщим и справедливым.

В процессе развития буржуазного общества утверждались формально-всеобщие равенство и свобода, что имело общечеловеческую ценность. Немецкий философ Кант показал, что право по самому своему понятию восходит ко всеобщей правовой мере – справедливости. Справедливость – «justitia» происходит от права – «jus». Но что есть справедливость? Это – всеобщая и равная мера свободы для всех.

Правовой принцип равенства означает применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественном, семейном прочих отношениях) индивидам. Главное – чтобы они не нарушали существующих норм поведения и тем самым поддерживали общий правовой порядок. А правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, т.е. не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов.

Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Следовательно, и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или её не будет вовсе. Право поэтому выступает мерой свободы индивидов, оно указывает её рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а значит, подрывает правопорядок.

В свою очередь, осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая же справедливость и есть, в конечном счёте, соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных представлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.

Таким образом, основные правообразующие принципы в либерально-демократическом их понимании – нерасторжимо связанные друг с другом равенство, свобода и справедливость. Если исходить из такого толкования, то не всякий закон и не всякое государство можно считать правовыми.

Право в таком понимании – довольно поздний продукт истории, появившийся только после того, как прозвучали великие декларации прав и свобод человека: «Декларация независимости Соединённых Штатов Америки» (от 4 июля 1776г.) и «Декларация прав человека и гражданина» (революционная Франция, 28 августа 1789). Их логическим завершением явилась «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., первая статья которой начинается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве». В ней говориться о пяти основных категориях прав человека:

гражданских (право на жизнь, свободу и неприкосновенность);

политических (право принимать участие в управлении страной, равенство перед законом, свобода митингов и собраний);

экономических (право на труд, свободный выбор работы, владения имуществом);

социальных (право на достойный уровень жизни, отдых и досуг, медицинское обслуживание);

культурных (право на образование, развитие собственной личности, участие в культурной жизни общества).

Реализация этих неотчуждаемых прав человека возможно при рациональном и справедливом взаимоотношении права и политической власти, основы которого нашли выражение в либерально-просветительской концепции правового государства. Суть этого взаимоотношения можно свести к трём основным положениям:

▪ категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

▪ верховенство закона;

▪ разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Поясним: первый принцип означает, что безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности должно быть выше любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства.

Требование верховенства закона предполагает, что само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть ограничена законом. И право одинаково обязательно и для «власть предержащих», и для подвластных.

В свою очередь, такое самоограничение государства возможно только при соблюдении принципа разделения властей, исключающего сосредоточение власти в руках одного лица или органа. Смысл этого принципа – в предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разделении государственного монолита на три равноправные «ветви власти», которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное – взаимно контролируют друг друга, создавая систему сдержек и противовесов и не допуская превышения полномочий какой-либо из властей.

Учтём также, что важнейшим условием правового порядка является не только внутригосударственный контроль (между тремя его «ветвями»), но и контроль над государством со стороны гражданского общества, что возможно при наличии правовой демократии (а не её имитации).

Социальный контроль в условиях реальной демократии призван устанавливать и запреты, но только те, которые имеют принципиальное значение, автоматически разрешая всё за пределами этих запретов. Эти запреты включают в себя две группы требований:

1. Безусловные требования к индивиду:

▪ нельзя нарушать юридические законы;

▪ нельзя нарушать нормы нравственности;

▪ нельзя быть профессионально некомпетентным. Если гражданин выполняет эти «нельзя», то в рамках контроля к нему не может быть никаких претензий, и он совершенно свободен в своих устремлениях.

2. Безусловные требования к государству:

▪ нельзя нарушать естественные права человека, т.е. права «от рождения» (гражданство, свобода слова, совести, жительства, выезда и въезда и другие – см. выше);

▪ нельзя лишать человека права собственности и предпринимательства;

▪ нельзя преследовать человека за инакомыслие.

Только то общество, в котором социальный контроль двунаправлен и уравновешен, реально содержит в себе перечисленные выше «нельзя» и механизм их выполнения, является правовым гражданским обществом, а следовательно, динамичным и социально здоровым.

С развитием международной интеграции, рассмотренные выше факторы поддержания в обществе правового порядка, дополняются и положением о необходимости подчинения национальных правовых систем праву мирового сообщества.

Конечно, всеобъемлющая реализация основных принципов представленной выше идеальной модели правопорядка даже для многих современных государств ещё невозможна. Концепция правового государства, будучи большим теоретическим достижением философско-правовой мысли, далеко не везде получила своё практическое воплощение. Для большей части человечества то состояние общества, которое можно быль бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остаётся лишь заманчивой целью.

Даже положение о правовом государстве, записанное в конституциях некоторых стран, пока что дает больше ориентацию, стремление к такому государству, чем реальное выполнение его принципов. Это, в частности, касается и нашей страны. Нам следует иметь в виду, что черты правового государства наполняются реальным содержанием при условии правовой и политической культуры граждан (в том числе, молодых), их активного участия в политической жизни, что затрудняется концентрацией экономической и политической власти в руках властвующей и во многом неподконтрольной обществу элиты.

 

 

22. Наименование темы: «Духовная жизнь общества», лекция, отведен 1 час.

 

22.1. Духовная жизнь общества и ее структура.

22.2. Основные виды духовного освоения мира:

а) мораль;

б) искусство;

в) религия;

г) наука.