Направленность и смысл истории.

 

В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:

1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику по принципу: «всякое изменение к худшему» (Гесиод, Ж.Ж. Руссо, древнекитайская философия);

2) теории прогресса:исторические оптимисты утверждают, что в истории общества преобладает прогресс, т. е. переход от менее совершенных к более совершенным формам общественной жизни (Кондорсе, Гегель, Маркс, позитивизм, теории постиндустриализма);

3) циклические теории, согласно которым поступательности в истории нет, а есть циклический круговорот, повторение одних и тех же стадий (Вико, Шпенглер).

Сегодня тоже многие исследователи стали отказываться от идеи социального прогресса: мировая цивилизация находится на грани гибели и бессмысленно говорить о каком-то прогрессе. Конечно, основания для такого пессимизма есть, но все-таки человечество совершило огромный шаг вперед в развитии производительных сил, в политической и социальной сферах, в улучшении условий труда и быта человека. Однако следует учитывать, что прогресс не носит линейного и равномерного характера, он осуществляется через противоречия: высокий уровень развития одних обществ и отсталость других; прогресс в одних сферах жизни общества и отставание в других; люди, находя способы решить одни проблемы, порождают другие. Т.е. прогресс и регресс постоянно соседствуют друг с другом, но преобладает все-таки прогресс, который ускоряется в истории человечества.

Однако критерии прогресса понимаются по-разному: одни мыслители в качестве такого критерия выдвигают производительные силы, технику; другие — способ производства; третьи - человеческий разум; четвертые - уровень развития культуры; пятые - уровень потребления. Но, видимо, наиболее общим критерием прогресса является человек, расширение его свобод, возможностей проявления его творческого потенциала, улучшение условий жизни.

В связи с вопросами о направленности исторического процесса возникает проблема смысла истории, тесно связанная с проблемой смысла жизни человека. В решении этой проблемы (смысла истории), существуют разные подходы.

Первый подход признает смысл всемирной истории, но трактует его по-разному:

1) одни философы говорят, что смысл истории состоит в достижении наиболее совершенного состояния человека и общества (например, коммунизма);

2) религиозные мыслители (В. Соловьев, Н. Бердяев) видят смысл истории в единении человека с богом (история - «богочеловеческий процесс»);

3) третьи (французский социолог Р, Арон) утверждают, что не существует никакого предзаданного смысла (цели) истории: социальные проблемы нужно связывать с человеком, который должен решать задачи, поставленные жизнью в соответствии со своим разумом и обстоятельствами.

Второй подход отрицает всякий смысл истории: история есть иррациональный поток событий и фактов, не поддающихся разумному объяснению (волюнтаристы - Ф. Ницше, А. Бергсон и др.)

Фактически, как уже отмечалось, общество идет по пути прогресса, но этот прогресс не носит однолинейного, равномерного и однозначного характера: в развитии человечества бывает и регресс, упадок, и попятные движения, и кризисы, и «скачки назад». Кроме того, можно говорить о многовариантности общественного развития: каждый достигнутый уровень развития общества открывает набор различных возможностей, и выбор пути его исторического движения зависит от многих факторов объективного и субъективного характера.

В целом человечество совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Прогресс же, т. е. переход от старого к новому в общественной жизни происходит в двух формах: эволюции и революции (взаимосвязанные способы движения истории).

Социальная эволюция (от лат. - «преобразование») - совершенствование общества путем его реформирования.

Революция (от лат.- переворот)- качественное преобразование общества путем резкого, быстрого изменения существующего общественно- политического строя. Преобладающей, естественной формой восходящего развития общества является его эволюция, которая, однако, подготавливает революцию. А революция открывает новые возможности для эволюционного развития общества, ускоряя его темпы.

Марксизм (материалистическое понимание истории) абсолютизирует социально-политические революции, но существуют и другие их виды: научная, промышленная, научно-техническая и т.д. Социально-политическая революция рассматривается сегодня как проявление незрелости общественных отношений, неспособности общества мирным путем разрешить свои проблемы.

В ряду таких проблем, перед лицом которых оказалось современное человечество, наибольшую остроту приобрели глобальные проблемы. Выделяют три больших группы глобальных проблем.

1. Проблемы системы «природа – общество»: экологические проблемы, проблемы природных ресурсов, продовольствия.

2. Интерсоциальные проблемыпроблемы войны и мира; социально-экономические проблемы; преодоление отсталости тех или иных стран, демографические проблемы, международный терроризм.

3. Проблемы системы «человек – общество»: проблемы здравоохранения, образования, культуры + наркомания, алкоголизм + нарушение психологической и биологической стабильности человека в условиях ускоряющегося Н.Т.П.

Все эти проблемы, актуальные для любого региона планеты, затрагивают коренные основы современной цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От их правильного анализа и решения зависит, в конечном счете, будущее человечества.