Проблема производства

 

Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. Скорее, повествовательное инобытие мифа следует рассмат­ривать в качестве некоего общего фона, на котором разыгрывает­ся анализируемый нами сценарий. Во всяком случае, практика первобытных сообществ, доживших до настоящего времени, сви­детельствует о том, что повествовательное инобытие мифа само по себе не является достаточным основанием для возникновения жреческого сословия и религиозно-эпического переконструиро­вания племенной мифологии. Сам по себе факт повествователь­ного опошления спрятанной в ритуалах высокой мифологичес­кой семантики, не является достаточным основанием для возник­новения процессов ресакрализации мифологических повествова­ний, не является достаточным основанием для возникновения феномена религии и сопутствующего ему феномена школы: как известно, первобытные сообщества не знают ни того, ни другого.

Поэтому в объяснении феномена цивилизации и сопутствую­щих этому феномену культурных процессов не обойтись без ука­зания на факт так называемой неолитической революции, в ходе которой произошло радикальное обновление окружающего пале­олитического человека вещного мира и неизбежное при этом сме­щение семантических полей. Впрочем, чтобы описать характер происходящих в неолите семантических смещений и проанализи­ровать мировоззренческие последствия неолита, придется подверг­нуть критическому разбору существующие взгляды на природу этого феномена.

Традиционно неолитическую революцию, происходящую в позднепервобытном обществе приблизительно в восьмом или седь­мом тысячелетии до н.э. связывают с переходом от присваиваю­щего хозяйства к хозяйству производящему. Имеется в виду то, что на смену охоте и собирательству приходит возделывание земли и специальное выращивание на ней так называемых культурных растений. В общем и в целом это, конечно, так, но хотелось бы

обратить внимание на такие оттенки неолитической революции, которые ускользают из поля зрения археологов, или, во всяком случае, не становятся предметом обсуждения и теоретического осмысления.

Прежде всего представляется не вполне оправданным укоре­нившееся в отечественной литературе словосочетание "произво­дящее хозяйство" при определении сущности тех изменений в человеческой культуре, которые возникают на этапе земледелия.

Смысл такого употребления, в общем, очевиден. Он состоит в указании на разницу между источниками пищевого потребления в донеолитическую и неолитическую эпохи. Ведь в первом случае человек "присваивает" продукты дикой природы посредством охо­ты или собирательства, а во втором - сам их производит посредст­вом возделывания земли и выращивания культурных растений. Следовательно, в основание классификации хозяйств по принци­пу "присваивающее - производящее" кладется вопрос о происхож­дении основных продуктов питания древнего человека. В одном случае человек питается продуктами, которые он добывает готовы­ми, а в другом - продуктами, которые он сам производит.

Между прочим, в англоязычной научной терминологии мы не встретим расплывчатого термина "производящее хозяйство" или не менее расплывчатого "присваивающее хозяйство". Там соот­ветствующие термины звучат как "food-producing economy" и "food-gathering economy", то бишь "экономика, основанная на производстве продуктов питания" и "экономика, основанная на сборе продуктов питания", и подобное словоупотребление выгля­дит существенно более точным. Правда, недостатком такого рода употребления является его громоздкость, - что ж, в таком случае можно предложить вариант не такой громоздкий, но все же неиз­меримо более точный, нежели традиционный для русскоязычной научной литературы: "присваивающее хозяйство" и "ВОЗ­ДЕЛЫВАЮЩЕЕ хозяйство".

Дело в том, что традиционное словосочетание "производящее хозяйство" создает совершенно специфический ассоциативно-се­мантический ряд, существенно отличный от англоязычного "food-producing economy", а словосочетание "присваивающее хозяйст­во" - иные семантические ассоциации, нежели "food-gathering economy". Более того, приходится говорить о неизбежных аллю­зиях, ложных ассоциациях и, в конечном итоге, не вполне аде­кватном восприятии самого характера первобытной культуры, возникающем в отечественном терминологическом пространстве -какие бы оговорки по этому поводу ни делались.

Разумеется, ни одному здравомыслящему ученому не придет в голову заявить, что доземледельческий человек вообще не знает феномена производства, что ему не знакомо хозяйство, основан­ное на идее производства. Производство - это альфа и омега че­ловеческого существования, и когда говорят, что доземледель­ческий человек не знает производящего хозяйства, то ИМЕЮТ В ВИДУ, разумеется, только одну вещь: доземледельческий чело-

век не знает "food-producing economy", не знает экономики, ос­нованной на производстве продуктов питания.

Однако у языка свои законы. И то, что "подразумевается", вступает в неизбежное противоречие с фактами языка. Обозначая "food-producing economy" словосочетанием "производящее хозяй­ство", этот язык как бы подразумевает, что главным стимулом и сутью производящей деятельности человека является удовлетво­рение потребностей в еде. Мол, именно еда является альфой и омегой человеческого существования, а подлинное производство - это производство пищи. И оттого только то хозяйство имеет право именоваться "производящим", в котором предметом произ­водства становятся продукты питания.

При такой логике получается, однако, что первобытный чело­век - это по преимуществу потребитель и вся суть его жизни со­стоит в присвоении продуктов, производимых дикой природой. Но так ли это на самом деле?

Сразу оговорюсь: говоря о производящем хозяйстве палеоли­тического человека, я имею в виду вовсе не тот банальный факт, что он является создателем мощной материальной культуры каменного века, а нечто гораздо более значительное. Первобыт­ный человек по самой своей сути своей является производителем, является производителем par exellence, производителем по пре­имуществу, коль скоро сама культура есть навязывание миру определенного порядка восприятия этого мира, навязывание миру условных имен и искусственных мифологических сущностей. И в этом смысле мифологическое хозяйство палеолитического че­ловека имеет ничуть не менее производящий характер, нежели хозяйство человека неолитического. Он поистине СОЧИНЯЕТ мир, т.е. демонстрирует культуру чрезвычайно интенсивного ду­ховного производства, которое, в частности, отпечатывается в продуктах его материально-производящей деятельности.

В собственно материальном смысле первобытный человек тоже производитель. Специфика его материального производства заклю­чается лишь в том, что оно носит подчеркнуто надпрагматический характер, целиком и полностью детерминируясь не практической целесообразностью, а мифом. У палеолитического человека безус­ловно есть развитое производящее хозяйство. Но это производя­щее хозяйство по сути своей мифологическое хозяйство: единст­венное производство, которым он на самом деле занимается - это производство и воспроизводство мифов, а материальные продук­ты, которые у него при этом получаются - это, так сказать, побоч­ный результат, "издержки" мифологического производства. Но издержки, которые со временем приобретают все большую и боль­шую значимость в качестве "утилитарных" предметов.