Загадка земледелия

 

Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытного человека - это не более чем иллюзия здравого смысла. "Они не сеют, не жнут", а, значит, принципиально не знают фе­номена изнуряющего труда. В этом библейском образе заключе­на глубочайшая историческая истина. Образ Сада Едемского, где жили первые люди, сотворенные Господом, прежде чем были изгнаны из рая, - это абсолютно точное воспоминание о характе­ре человеческого существования в донеолитическую эпоху.

Феномен труда как чего-то принципиально трудного возника­ет только с возникновением земледелия. И тот фундаментальный культурно-психологический перелом, который происходит в ре­зультате возникновения феномена земледелия, с удивительно точ­ной образностью зафиксирован в текстах Библии. Кто такие Адам и Ева, эти первожители Сада Едемского? В сущности говоря, это типичные собиратели, не знающие труда. И лишь пережив иску­шение познанием и будучи изгнаны из рая, они оказываются об­речены на труд возделывать землю. И это крайне важно: неоли­тический человек переживает земледельческий труд как прокля­тие, как наказание Божие.

"...Проклята земля за тебя: со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.

В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишь­ся" (Быт.,3, 17-19)

Пожалуй, можно было бы сделать только одну поправку. Согласно библейскому тексту, земледелие - это плата за дерзость познания, кара Господня за то, что Адам и Ева посмели вкусить от древа познания добра и зла. В реальности же наоборот: именно земледелие является основой отделения субъекта от объекта, а, значит, основой той познавательной дерзости, под знаком кото­рой отныне проистекает человеческая история.

Но какие бы трактовки ни давали мы библейскому мифу, факт заключается в том, что возникновение изматывающе-системати­ческого земледельческого труда - это, конечно, большая загадка.

Пожалуй, не возникало бы особых вопросов, если бы земледелие возникло в качестве факультативного рода деятель­ности, дополняющего традиционные охоту и собирательство. Однако факт заключается в том, что у неолитических народов, которые начинают заниматься систематическим земледелием, происходит практически полный отказ от традиционных форм охоты и собирательства, и это крайне странно, поскольку эффек­тивность земледелия на ранних его этапах крайне низка, трудо­вые затраты чрезвычайно велики, а питательная ценность полу­чаемого продукта не сопоставима с той, которая обеспечивалась традиционными формами обеспечения продовольствием. Но с какой стати вольные охотники и собиратели добровольно отка­зываются от традиционных форм самообеспечения продовольст­вием и возлагают на себя ярмо тяжелейшего, изматывающего труда?

Обычные ссылки на практическую целесообразность этого перехода, попытки объяснить возникновение феномена земледе­лия поиском новых источников пропитания совершенно не убе­дительны. Говорят, что стали истощаться охотничьи угодья, ос­кудели дикие источники пропитания растительного происхожде­ния - но ведь это попросту неправда. В эпоху, которая непосред­ственно предшествовала неолитической, естественные источники пропитания в тех местах, в которых исторически возникает земледелие - а это долины крупных рек - оставались изобильны­ми и разнообразными, и, во всяком случае, ничуть не более бед­ными, нежели в тех, где земледелие так и не возникло - на этом настаивают сегодня многие авторитетные ученые.

Так, В.А.Шнирельман в своем фундаментальном исследовании возникновения "производящего хозяйства" (беру это словосочета­ние в кавычки, имея в виду те оговорки, которые были сделаны мною ранее) подчеркивает, что современные этноархеологические данные не дают оснований для того, чтобы искать источник воз­никновения земледелия в оскудении ресурсов, и что традицион­ные для недавнего времени воззрения на причины возникновения

земледелия не выдерживают критики. "В прошлом, когда счита­ли, что охотники и собиратели жили в большой нужде, влача полуголодное существование, ответ на этот вопрос не вызывал боль­ших затруднений: полагали, что переход к земледелию облегчал труд по добыче пищи и давал больше свободного времени для дру­гих занятий. В последние десятилетия стала очевидной упрощен­ность такого подхода. Выяснилось, что условия жизни многих охот­ников и собирателей были не столь тяжелыми, а голодовки не столь неизбежными, как считали раньше..." |0.

Более того, многочисленные этнографические и археологичес­кие данные свидетельствуют, что в одной и той же местности, когда некоторые племена начинают заниматься земледелием, боль­шинство других продолжают "вести бродячий образ жизни, свя­занный с охотой и собирательством" ". А ведь если бы причиной возникновения земледелия было истощение ресурсов дикой при­роды, резонно было бы предположить достаточно быстрое пре­вращение в земледельцев всех представителей данного ареа­ла. Однако ничего подобного не происходит. Как подчеркивает тот же исследователь, "этнографические факты в совокупности с археологическими данными показывают, что при определенных условиях специализированное высокоразвитое собирательство растений могло существовать бесконечно долго, не перерастая в земледелие" |2.

И это неудивительно, учитывая, что раннее земледелие чрез­вычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока. Ведь искусство земледелия - это слишком трудное искусство, чтобы новичок в этом деле, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов и удовлетворительной эффективности уже на ранних ступенях своих экспериментов. Современные ар­хеологические и этнографические данные подтверждают это, сви­детельствуя, что "переход к раннему земледелию не давал каких бы то ни было явных преимуществ охотникам и собирателям, развивавшимся в нормальной обстановке, позволявшей их тра­диционной хозяйственной системе функционировать бесперебой­но. Поэтому охотники и собиратели, обитавшие до недавнего вре­мени во многих районах мира по соседству с земледельцами и скотоводами, не выказывали большого желания переходить к производящему хозяйству, хотя не только знали о его существо­вании, но и обладали необходимыми для этого навыками" 13.

Наоборот, эффективность высокоспециализированного собирательского труда просто поразительна. Даже в тех случаях, когда условия внешней среды были крайне неблагоприятны (я уж не говорю о богатых и изобильных районах, в которых суждено было возникнуть земледелию), первобытный собиратель демон­стрировал удивительные способности по обеспечению себя про­довольствием. Сошлюсь на яркий пример, приводимый Л. Леви-Стросом. "Обитателям пустынного региона в Южной Калифор­нии... - индейцам каюлла, числом в несколько тысяч, не удава­лось истощить природные ресурсы; они жили в изобилии. По-