Миф жребия

Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?

Как пишет Выготский, человек овладевает буридановой си­туацией, прорывая узкий горизонт биологической стимуляции и "вводя иную, надбиологическую детерминацию поведения" 4. Что это за надбиологическая детерминация поведения, на которую указывает Выготский? Сам Выготский не употребляет термин "миф", но фактически тот феномен, который он описывает, яв­ляется по своему механизму именно феноменом мифа.

В частности, Выготский замечает, что из многих затрудни­тельных ситуаций, в которых необходимо сделать выбор из объ­ективно равноценных возможностей, человек выходит с помо­щью жребия. "Человек, находящийся в буридановой ситуации, прибегает к помощи искусственно вводимых вспомогательных мотивов или стимулов. Человек на месте буриданова осла бросил бы жребий, и, тем самым, овладел ситуацией" 5. Жребий - это самый простой выход из ситуации, когда надо совершить выбор, а возможности выбора принципиально равнозначны, принци­пиально равновелики. И не случайно, что "...в поведении людей, выросших в условиях отсталой культуры, жребий играет огром­ную роль... У многих таких племен ни одно важное решение в затруднительных случаях не принимается без жребия" 6.

Казалось бы, при чем тут миф, коль скоро речь идет о жре­бии? А при том, что по сути своей жребий - это и есть не что иное, как форма мифа. Ведь жребий - это иллюзия выбора, обман

выбора. А это и значит, что выбор, совершаемый посредством жребия - это чистейшей воды миф. Бросая жребий, человек на самом деле вовсе не совершает никакой акции выбора, доверяя выбор некоему случайному фактору. Но это и значит, что жре­бий создает некую первичную условную иерархию, которая вно­сит иллюзию порядка в мир биологически нейтральных или био­логически равнозначных факторов.

Почему я выбрал ту, а не другую возможность? Потому что так сказал (так повелел) жребий. Жребий определил мои при­оритеты. Жребий определил выбор. Жребий - своей принципи­альной случайностью - ответил мне на самый мучительный во­прос: что первично, а что вторично. Жребий стал моей путевод­ной звездой в мире предметной всевозможностности. Жребий - в своей подчеркнутой случайности - стал высшей точкой отсчета в моем предметно-культурном выборе. А это и значит, что жребий объективно оказался тем простейшим мифом, который позволил мне осуществить выбор в ситуациях, когда выбор с опорой на естественные потребности оказался невозможен.

Жребий как миф вообще является одной из глубинных стра­тегий человеческого существования в мире. Ведь жребий бросает­ся человеком отнюдь не в тех только случаях, когда совершается некое предметное действие, коррелирующее с выражением "бро­сить жребий" - когда, допустим, бросается монетка или тянется соломинка. В огромном большинстве случаев жребий бросается, так сказать, неявным образом, когда человек даже не задумыва­ется над тем, что фактически он бросает жребий. В общем и в целом это происходит во всех тех случаях, когда человек совер­шает выбор наугад. Например: "что первое в голову придет, то и сделаю!". Или: "если с утра будет пасмурно, пойду к зубному врачу".По сути дела, человек во всякой подобной ситуации, не задумываясь, опирается на то, что можно было бы назвать "ми­фом жребия". Это, если угодно, психологический жребий, или жребий, бросаемый мысленно. В сотнях и тысячах жизненных ситуаций человек фактически бросает жребий, хотя самому ему это и не приходит в голову.

В архаическом обществе все обстоит гораздо изощреннее и торжественнее: выбор жребием возведен здесь в ранг священного ритуала, и предметы, с помощью которых "тянется жребий", на­гружены сложной мифологической семантикой. Как замечает О.М.Фрейденберг, "жребий представляет собой кусок дерева, ветку, кусок палки с особыми знаками..., обломок камня; жре­бии рассыпаются на белой одежде или кладутся кучей; тот, кто вынет обломок, тот получит свою "долю", позже "судьбу". ...Пер­воначальный жребий - это кусок жертвенного животного (тоте­ма), его мяса, жира или костей" 7.

Разумеется, человек обманывает себя с помощью жребия - но зато это - чрезвычайно эффективная форма самообмана, без ко­торой человеку пришлось бы весьма и весьма туго. Иерархизация всевозможностного мира посредством жребия - это один из

самых эффективных и одновременно один из самых простых спо­собов мифологической иерархизации этого мира а, стало быть, одно из глубинных оснований успешного бытия человека в куль­туре.