Миф эстетических предпочтений

 

Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром являются эстетические. Эстетическое восприятие мира носит универсальный характер: нет ничего в окружающем человека мире, что не могло бы выступить предметом эстетического отношения. И это позволяет рассматривать феномен эстетического вкуса как фундаментальную основу отбора и иерархизации биологически нейтральных факторов. Глаз человека автоматически сортирует мир по цветам, по формам, по силуэтам, отбирая все то, что ка­жется ему красивым или привлекательным. Ухо человека сорти­рует мир по гармонии или дисгармонии звуковых рядов. Обоня­ние выделяет тонкие и грубые букеты запахов. И всякий раз че­ловек демонстрирует то, что мы называем эстетическим вкусом, отбирая те или иные феномены окружающего мира с точки зре­ния их эстетической привлекательности. При этом нет никаких объективных критериев истинности того или иного эстетического вкуса, нет никаких оснований считать чьи-то вкусовые предпо­чтения более правильными, нежели вкусовые предпочтения дру­гих. А это и значит, что эстетические пристрастия являются глу­боко субъективными (а, стало быть, мифологичными) по своей сути. Каждый без исключения человек набрасывает на мир сетку своей эстетической мифологии, своих эстетических вкусов и при­страстий и упорядочивает свои взаимоотношения со всевозмож­ностным миром в соответствии с этими индивидуальными эстети­ческими ориентирами.

Эстетическое восприятие мира растворено в самой повседнев­ной жизни человека. Даже необразованный, "неотесанный" крес­тьянин или запойный пьяница - способны к более или менее тон­кой эстетическую дифференциации мира. И это неслучайно. При всей кажущейся непрагматичности эстетического отношения к миру это отношение имеет огромный практический смысл, явля­ясь одной из базовых структур человеческих ориентации в мире.

Вот человек взял в руки кусок дерева. И собирается из него вырезать нечто, чей смутный образ едва только прорисовывается в его сознании. Не дай Бог ему хотя бы на минуту представить все то бесконечное количество возможностей, которые скрыты в этом куске дерева. Ведь в зависимости от того, куда повернет он свой резец, он получит совершенно различные результаты. Ку­сок дерева находится во власти его произвола. В куске дерева "содержатся" неисчислимые тысячи потенциальных форм и линий. Как вынести это бремя свободы? Как не впасть в состояние нев­ротического срыва? Как совершить свой ВЫБОР и придать это­му куску дерева один, и только один облик? Как взять на себя ответственность и наделить этот кусок дерева одной, и только одной качественной определенностью? Понятно, что это такая ситуация, в которой никакой жребий не поможет: ведь непонятно

даже ИЗ ЧЕГО выбирать. Ведь не только в том дело, что альтер­нативных возможностей бесчисленное количество, но и в том, что сами эти альтернативные возможности туманны и неопреде­ленны. И слава богу, что человеку в этой ситуации не приходит в голову рефлексировать и задумываться над бесконечностью скры­тых в куске дерева возможностей. Он просто ведет свой резец -так, как придется. Так, как подсказывает ему его эстетическая интуиция. Так, как подсказывает его эстетический вкус.

Даже совсем маленький ребенок, который лепит из пластили­на или рисует красками на .листе бумаги, ни на мгновение не теряет контроля над ситуацией и нисколько не невротизируется тем обстоятельством, что практически ежесекундно ему прихо­дится совершать бесконечнофакторный выбор: сделать в этом месте завитушку или не делать? сделать ее такой формы или другой? сделать ее из пластилина красного цвета или зеленого? Ребенок ни секунды не размышляет над этими вопросами, делая свой выбор легко и естественно.

Что позволяет ему справляться с этой крайне тяжелой зада­чей выбора с такой легкостью? Разумеется, все то же эстетичес­кое чувство - чувство, которое отчетливо манифестирует уже трех­летний ребенок, отдавая выраженное предпочтение тем или иным цветам, тем или иным формам. И это, разумеется, миф. Миф, в соответствии с которым мир упорядочен эстетически. -Миф, кото­рый можно было бы назвать мифом эстетической интуиции - ведь именно сформированная у ребенка эстетическая интуиция позво­ляет ему, не раздумывая, делать тот или иной выбор и описанной ситуации. "Мне показалось, что так будет красиво и хорошо!" -заявляет ребенок, приводя, тем самым, высший мифологический аргумент, свидетельствующий о наличии у него эстетической сис­темы координат восприятия мира.

Эстетические ориентации, эстетические предпочтения чаще всего работают неявным образом. Человек вовсе не задумывается на каждом шагу, отчего один предмет нравится ему больше чем другой. Чтобы ориентироваться в мире эстетическим образом, совершенно незачем подвергать свое эстетическое чувство реф­лексивному анализу. Нравится - и точка. Эстетический миф не имеет и не может иметь никаких разумных оснований; он пред­шествует любому разумному анализу, он есть та самоочевидность, которая рождается сама собой, как одна из первичных самоочевидностей человеческого выбора. И потому-то есть все основания назвать эстетические предпочтения мифом. Это та самая мифоло­гическая иллюзия порядка, которая творит порядок впереди себя и заставляет всевозможностный предметный мир упорядочивать­ся в соответствии со своим, искусственным и иллюзорным пониманием порядка.

В само основание эстетического отношения к миру кладется принцип "мне кажется". Мне кажется, что ЭТО сочетание цветов более привлекательно, чем другое. Мне кажется, что ЭТА мело­дическая интонация лучше отвечает моему сегодняшнему настро-

ению и моему вкусу. Мне кажется, что картины ЭТОГО худож­ника, музыка ЭТОГО композитора и книги ЭТОГО писателя яв­ляются самыми замечательными на свете...

Вся эстетика является не чем иным, как суждением вкуса, а это и значит, что вся она есть миф. Эстетические нормы воспри­ятия принципиально необъективны, принципиально иллюзорны. Если смотреть на один и тот же феномен под углом зрения раз­ных эстетических систем, он будет выглядеть совершенно по-раз­ному. Один и тот же художник или поэт кого-то может потрясти, а кого-то оставить совершенно равнодушным. И зависит этот эс­тетический эффект исключительно от того субъективно-эстети­ческого угла зрения, которым тот или иной человек смотрит на мир. Зависит от его эстетического порядка восприятия. Зависит . от системы его эстетических ценностей. Другими словами, зави­сит от его эстетической мифологии.

Уже у двухлетнего ребенка имеются свои представления о том, что является более красивым, а что - менее красивым, и эти пред­ставления вовсе не совпадают с мнениями окружающих (хотя зачастую отталкиваются от этих мнений). Эти представления всег­да опосредованы субъективностью, индивидуальностью ребенка. И чем дальше развивается ребенок, тем большую индивидуаль­ность приобретает его эстетический вкус. И, хотя этот вкус всег­да находится в диалоге с мнением окружающих, он все же всегда есть глубоко личное дело.

В каком-то смысле эстетическое отношение к действительнос­ти - есть первая форма структурирования, гармонизации и упоря­дочения мира мифом. Именно эстетическое переживание являет­ся наиболее близким и очевидным для каждого человека основа­нием для выбора в той ситуации свободы, в которую он оказыва­ется вброшен помимо своей воли. Человек, оказавшийся один на один с феноменом всевозможностного мира, прежде всего спаса­ется тем, что обнаруживает: этот мир для него эстетически нерав­ноценен, эстетически структурирован. Он видит мир сквозь призму своей личной эстетики и автоматически, не задумываясь иерархизирует этот мир, опираясь на свое личное ощущение прекрас­ного и безобразного, привлекательного и отталкивающего. Он уверенно производит надбиологическую классификацию мира: что-то ему нравится и кажется привлекательным и красивым, а что-то - наоборот. Причем каждый человек создает свою, глубоко индивидуальную, глубоко субъективную рамку эстетического вос­приятия мира и производит уверенный отбор тех феноменов и предметов, которые ему нравятся. А это и значит, что языком его индивидуальной эстетики говорит миф. Миф не отрефлексированный, миф, не выведенный на уровень понятийных структур, МИФ КАК ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, позволяющий в тех или иных предметных ситуациях совершать достаточно однозначный эстетический выбор.

Тот факт, что эстетическое является древнейшей формой бы­тия мифа, древнейшей формой бытия культуры, проявляется,

между прочим, в своеобразном двойном гражданстве термина "искусство". С одной стороны, этот термин обозначает некий спе­циализированно-эстетический род человеческой деятельности, а с другой - феномен культуры как таковой.

В самом деле, искусство есть все то, что искусственно, искус­ство есть все то, что искусно. И не случайно первоначальная пред­метная деятельность человека - скажем, деятельность по обработ­ке каменных орудий или по выделке шкур - называется искус­ством: искусством обработки камня, искусством выделки шкур и т.п. И то же самое слово "искусство" закрепляется за некоей спе­циализированной формой подчеркнуто эстетической деятельнос­ти. Причем такая двойная семантика слова "искусство", этимо­логически сближающая феномен культуры как таковой и фено­мен эстетического характеризует самые различные языки. Скажем, английское "art" означает и искусство в специфически художест­венном, специфически эстетическом смысле, как некую форму творческой деятельности человека, и - одновременно - мастерст­во, ремесла, искусные умения, а любой предмет материальной культуры обозначается здесь как "arte-fact". Таким образом, в самом слове "искусство" феномен искусственного, искусного, культурного парадоксальным образом совпадает с феноменом эстетического, а факт воспроизводимости этого бинарного семан­тического совпадения в различных языках свидетельствует о глу­бинном, сущностном его характере. Любой артефакт, любой ма­териальный факт культуры является по большому счету фактом искусства и может рассматриваться как эстетический феномен.

Вполне вероятно, факт указанного двойного семантического гражданства термина "искусство" свидетельствует о фундамен­тальном характере эстетического в культуре, свидетельствует о некоем функционально-генетическом тождестве культурного и эстетического. Законы эстетики, законы прекрасного есть некий фундаментальный миф, на котором базируется любая культура, и любая культура в своих основаниях построена как искусство. "Искусство - искусственность - искушение" - эта триада фунда­ментальна для понимания самой сущности культуры. Культура искушает человека на небиологическое, неестественное ^искус­ственное) поведение, и вырабатываемые человеком эстетические приоритеты становятся ключевым регулятором существования человека в создаваемом им мире искусственного. А искусство как специализированная творческая деятельность человека в культу­ре как раз и представляет собой не что иное, как своеобразную квинтэссенцию эстетического.

Любая культура прошлого - особенно это относится к перво­бытным культурам и культурам древнейших цивилизаций - вос­принимается современным наблюдателем прежде всего как эсте­тический феномен. Обыкновенное каменное рубило, выкопанное археологом из глубинных культурных слоев, может быть рас­смотрено как эстетический факт, настолько в каком-то смысле совершенна и превосходна его форма. И прав был Маркс, заяв-

ляя вслед за Шиллером, что человек с самого начала своей орудийно-предметной деятельности "творит также и по законам кра­соты". Мир культуры - это мир, который по своей сути есть мир, простроенный эстетически: ведь эстетика есть способ организа­ции взаимодействия между предметами культуры. Любой куль­турный феномен существует, в том числе, и по законам эстети­ческого. К любому без исключения предмету материальной культуры можно отнестись эстетически - с точки зрения его дизайна. Но ведь дизайн не существует объективно, он существует как миф.

А это значит, что он существует по законам различных ценност­ных систем отсчета, каждая из которых имеет в виду свои кано­ны эстетического.

С известной долей условности можно было бы утверждать, что миф рождается в форме эстетики, а культура рождается в форме эстетического мифа. Ее искусственный порядок есть эсте­тический порядок. Миф прекрасного и безобразного, красивого и некрасивого, привлекательного и отвратительного - это фунда­ментальные мифы, на которых зиждется любая культура. Если спросить аборигена Австралии:"3ачем ты выбиваешь себе перед­ний зуб?", он, не колеблясь, ответит: "Чтобы было красиво!", или: "Так говорит миф!", или: "Чтобы мое лицо походило на грозовую тучу перед дождем!", и, то существенно, все три при­веденных ответа следует рассматривать как семантически тожде­ственные.

Абсурдность, практическая нецелесообразность ритуального выбивания австралийским аборигеном своего переднего зуба более чем очевидна. Что же в таком случае подвигает его на столь стран­ное действие? Миф, манифестирующий себя как эстетика. И точ­но так же эстетика вещает устами мифа, когда те же аборигены наносят на свои тела сложные узоры татуировок. Любому абори­гену ОЧЕВИДНО, что санкционированный мифом и ритуалом узор татуировок делает человека подлинно красивым. И, таким образом, миф красоты (т.е. некое культурно-субъективное пред­ставление о том, что есть красота) осуществляет высшее руковод­ство всей системой жизнедеятельности первобытного человека, а апелляция к красоте (весьма и весьма специфически понимаемой) является одним из высших мифологических аргументов этого человека. Эстетика есть исторически первоначальная форма бы­тия мифа и одновременно - исторически первоначальная форма бытия мира для человека, первоначальная форма человеческой субъективности, а, значит, и первоначальная форма человеческо­го в человеке. Человек просеивает мир сквозь решето своей инди­видуальной или коллективной эстетики, и лишь после этого ма­нифестирует свою познавательную активность.

Когда маленький ребенок проявляет любопытство по отношению к тому или иному предмету, - за этим любопытством уже скрывается какое-то элементарное эстетическое структурирование. Один схватится за одну игрушку, другой - совершенно за дру­гую. И в этом акте элементарного выбора уже проявляет себя

структура каких-то эстетических предпочтений. Если ребенка спросить: почему ты выбрал именно ЭТУ игрушку, он, ни мину­ты не задумываясь, ответит: "Потому что она мне понравилась!". И в этом иррациональном "понравилась" - сама суть того основа­ния выбора, которое мы называем эстетическим. Мне КАЖЕТСЯ нечто более привлекательным, более красивым, и в этом "кажет­ся" - сама суть принципиальной произвольности и субъективнос­ти человеческого выбора, называемого нами эстетическим. В этом иррациональном "кажется более привлекательным" - суть эсте­тики как мифа.

Заметим: представление о том, ЧТО есть красивое, форми­руется в сознании ребенка совершенно мифологическим образом. Высшей мифологической инстанцией здесь выступает авторитет мамы, папы или бабушки. Ведь от рождения у ребенка нет ни­каких эстетических представлений. Но вот ему исполняется год, два, - и он все внимательнее вслушивается в речь окружающих его взрослых. А взрослые, между прочим, предлагают ему некую семантическую загадку, употребляя в своей речи загадочный термин "красивое" в применении к различным предметам. "По­смотри, какая красивая игрушка!" - говорят они ребенку, или: "Посмотри, какая красивая картинка!". И ребенок добросовест­но начинает расшифровывать систему эстетических представле­ний своих ближайших родственников, пытаясь понять семан­тическую тайну слова "красивая". И, тем самым, формирует не­кую эстетическую систему координат с прямой опорой на эсте­тические представления своей семьи. Впрочем, чем дальше, тем больше он проявляет эстетическую самостоятельность и форми­рует в конце концов свой более или менее индивидуальный эс­тетический миф.

Любопытно, что на первых порах именно эстетическое упоря­дочение является подлинным основанием познавательной актив­ности человека. Иные формы мифологического упорядочения мира - понятийные, концептуальные, идеологические, религиозные -возникают позднее и требуют определенного уровня развития реф­лексивных способностей.

Впрочем, принцип прекрасного как самое элементарное и глу­бокое основание структурирования человеческих предпочтений, человеческих выборов сохраняется и на самых высоких ступе­нях познавательной активности человека: хорошо известно, что первоначальной формой организации и структурирования лю­бого акта научного познания является образ. Об этом убеди­тельно свидетельствуют множество исследований феномена на­учного творчества. Мысль как элементарный акт структурации предметного мира первоначально ловится в сетку чувственного образа, и лишь потом эксплицируется в научную гипотезу или теорию. Особенно это отчетливо бросается в глаза у Древних философов, для которых исходная точка философствования -это всегда некий образ-метафора, как это, скажем, характерно для знаменитой "гипотезы" Фалеса о происхождении всего су-

щего из воды. Как подчеркивают исследователи, Фалес вовсе не имеет в виду воду в физическом смысле, воду как некую "нейтральную, бесцветную жидкость". Скорее, он апеллирует к "волшебству моря", которое в своих бесконечных переливах являет собой наглядный образ сущности мира '. Однако не только разум древних философов, но и научное познание последующих эпох опирается на образное структурирование мира как на под­линную основу теоретического анализа. Ведь любое научное познание осуществляется в границах некоей философской пара­дигмы, а философ, как подчеркивал Гуссерль, занимается в своей деятельности не столько отражением предмета, сколько "актуа­лизацией с помощью извне полученных впечатлений ОБРАЗА предмета, хранящегося до этого момента где-то в сумерках па­мяти, на самом дне сознания" э.