Посвящение в культуру

 

А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую функцию в ходе обрядов инициации.

Начнем с того, что нет мифов вообще. В реальном первобыт­ном обществе существует две принципиально различных группы мифов. Первая - это группа мифов, имеющих открытый характер и доступных для всего общества. Вторая - это особая, эзотеричес­кая группа мифов, открытая только для посвященных, т.е. ини­циированных. А поскольку мальчики и девочки инициируются по-разному, соответственно и эзотерическая группа мифов имеет два подразделения: женская и мужская группы. При том эзотеризм в первобытном обществе весьма и весьма специфичен. Это та граница, которая жестко отделяет все взрослое сообщество от детей.

Любой ребенок имеет право на инициацию, а, значит, имеет право на посвящение в эзотерическую группу мифов с наступле­нием пубертатного возраста, т.е. возраста полового созревания. И в этом смысле первобытный эзотеризм весьма существенно от­личается от того, который характерен для древних цивилизаций: там группа посвященных - это воистину узкая каста. Здесь же речь идет попросту о жесткой границе, проведенной между двумя возрастными категориями.

При этом, как подчеркивают исследователи, "первые церемо­нии инициации не раскрывают перед мальчиком или девочкой всех тайн. Он продолжает узнавать тайные обряды, мифы и т.п. в течение всей жизни и нередко достигает преклонного возраста раньше, чем овладевает всем комплексом религиозных представ­лений племени. Инициации только открывают дверь в тайную, священную, эзотерическую жизнь мужчин. Обряды инициации продолжаются годы, и посвящение в сферу религиозных пред­ставлений состоит из ряда фаз. Сначала мальчику позволяют

видеть определенные предметы, но не разрешают трогать их; он присутствует на определенных обрядах, но не принимает в них участия и т.д. Постепенно круг доступного становится все шире и шире" '.

Содержание эзотерических мифов в первобытном обществе -это зачастую особое парадоксально-сексуальное содержание в своеобразной парарелигиозной и прарелигиозной оболочке. Это сексуальный акт, возведенный в ранг обрядово-ритуального свя­щеннодействия .

Но что интересно. Казалось бы, бытовая сторона сексуальной жизни взрослых, как правило, проходит на глазах детей абори­генов, и уже в пять-шесть лет они играют в сексуально-эротичес­кие игры, имитируя половой акт, подсмотренный у взрослых. Однако, все эти игры - до определенной поры - принципиально не предполагают, что у полового акта возможно какое-то духов­ное измерение. Ввести это духовное измерение сексуальности -одна из главных задач, которую преследует процесс посвящения инициируемых детей в мир эзотерической мифологии.

Одну из первых задач инициационных обрядов, проводимых в отношении мальчиков, можно было бы охарактеризовать как задачу формирования из этих мальчиков мужчин. А задача это крайне непростая, учитывая то, что физиологическая зрелость мальчика, вступившего в период пубертата, т.е. возникшая у него вдруг способность к сексуальной активности и потребность в этой сексуальной активности, не совпадает с его возможностями осу­ществлять полноценный В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СМЫСЛЕ сексу­альный акт, т.е. сексуальный акт, могущий не только оплодотво­рить, но и удовлетворить женщину. Необходимость "возделанной сексуальности" мальчика и делает, по-видимому, совершенно необходимым создание институтов инициационных обрядов, в течение которых происходит укрощение и сдерживание юношес­кой гиперсексуальности, когда в течение нескольких лет у под­ростка подавляют его первичные сексуальные импульсы доста­точно разнообразными и, порою, весьма жестокими способами. Главный пафос всех этих обрядов - это пафос пресечения. При­чем пресечение сексуальных помыслов подростка осуществляет­ся комплексом весьма изощренных методов физического и пси­хологического насилия.

Смысл этого изощренного насилия состоит, по всей видимос­ти, в формировании СОЦИАЛЬНО управляемой сексуальности. Подросток, прошедший длительные и трудные обряды инициа­ции - это подросток, у которого, во-первых, не может возникнуть даже мысль о вольных сексуальных контактах - сексуальных контактах, не санкционированных племенной мифологией. В частности, для него оказываются исключены сексуальные кон­такты со своей собственной матерью, своими собственными се­страми и другими близкими родственниками; однако, суть дела не просто в формировании ограничений на кровнородственные связи, а гораздо шире: в формировании принципиально управля-

емой, принципиально обузданной сексуальности, которая реали­зуется отныне не по прихоти физиологии, а по племенному зако­ну. Сексуальное должно быть подчинено социальному - это абсо­лютный закон во всех без исключения первобытных племенах, и обряды инициации - ключевой инструмент формирования этого закона.

Стратегическое условие, на фоне которого происходят обря­ды инициации, - это жесткое отделение инициируемых мальчи­ков от женской части общества, что само по себе является сдер­живающим фактором по отношению к свободной сексуальности. Причем это отделение, которое происходит не на день, не на не­делю, а на годы. Это отделение может иметь более жесткий или менее жесткий характер, но факт заключается в том, что в любом первобытном обществе оно является абсолютным правилом.

Скажем, в папуасском племени гахуку-гама мальчиков уже в возрасте 5-6 лет "отбирают у матерей и заставляют часто мыться в ручье, чтобы они смыли "женскую грязь" со своей кожи" !. Впрочем, отделение мальчиков от матерей в этом возрасте еще не носит абсолютного характера, а происходит на время. Но зато с наступлением периода гиперсексуальности запреты на всяческое соприкосновение с женщинами резко ужесточаются. "В возрасте от 10 до 15 лет подростки живут в мужском доме и избегают контактов с женщинами. В возрасте от 15 до 19 лет они полнос­тью изолированы от женщин и не могут есть пищу, приготовлен­ную ими. На о-ве Вогео мальчиков в раннем детстве отнимают от матерей и заставляют спать в мужском доме; они, конечно, часто убегают оттуда к своим матерям, но мужчины их за это наказыва­ют" 3.

Чрезвычайно важно в этот ответственный период пресечь у подростка всяческие помыслы о женщинах, и потому во многих племенах запреты на все женское для инициируемого подростка имеют оттенок явной гиперболизированности. "Большое внимание уделяется тому, чтобы подросток не ел пищу, которая приготов­лена женщинами или которая так или иначе ассоциируется с ними. (...) По представлениям людей племени гурурумба (Новая Гви­нея) "вредное" воздействие женщин на ребенка начинается еще до появления его на свет: в утробе матери на ребенка попадает "женская кровь". Потом он живет в женской хижине, и на его коже скапливается "женская грязь"; ест пищу, которую готовят для него и дают ему женщины, и в его желудке скапливаются остатки "женской пищи". Обряды инициации в данном племени имеют целью удаление "грязи" с кожи, "женской крови" и остат­ков "женской пищи" из организма. Сначала удаляют "грязь": подросток входит в ручей, моется, усиленно трет тело листьями. Потому удаляют "женскую кровь", вызывая кровотечение из носа. Наконец, удаляют остатки "женской пищи": вводят через горло в желудок гибкий ствол сахарного тростника и вызывают рвоту. После этого подросток около года избегает общения с женщина­ми: не берет от них пищи, не ест плодов, выращенных женщина-

ми. Много месяцев подряд он каждое утро искусственно вызы­вает рвоту, часто купается, трет тело листьями, вызывает кро­вотечение из носа, питается только бананами, сахарным тростин ком - их выращивают мужчины" 4.

Рвотный рефлекс на все женское, искусственно формируемый у подростка, переживающего период гиперсексуальности, - это своего рода ключ к пониманию всего остального, что входит в инициационные обряды, пронизанные идеей самого жесткого и даже жестокого подавления подростковой сексуальности.

Для современного цивилизованного человека педагогика инициационных обрядов, переводящих первобытного ребенка во взрослый статус, может показаться педагогикой бессмысленной и страшной. У этой педагогики два организующих центра: кровь и фаллос. И первое, что хочется воскликнуть при знакомстве с этой странной педагогикой: "Какой бред! Это воистину - дика­ри !"

Но, хотим мы этого или нет, а педагогика эта работающая, и при том педагогика, позволяющая понять нечто весьма и весьма существенное в нас современных и в том, что мы именуем педагогикой сегодня. А это уже достаточное основание для того, чтобы к ней обратиться не с чувством недоумения или брезгливости, а с серьезным анализом.

Обряд инициации или обряд посвящения детей во взрослый статус существует во всех без исключения первобытных племенах, и именно с этим обрядом связано функционирование значитель­ной части эзотерической, закрытой для непосвященных взрослой мифологии.

Инициационные процедуры продолжаются очень долго: от нескольких месяцев до нескольких лет, и на всем протяжении этих инициационных обрядов детям, достигшим соответствую­щего возраста, приходится выдерживать чрезвычайно тяжелые психологически и болезненные физически процедуры. Причем для внешнего наблюдателя происходящее действо выглядит про­сто абсурдно. Попросту говоря, над детьми, едва достигшими 12-летнего возраста осуществляется то, что для взгляда непосвящен­ного выглядит как физическое надругательство. И лишь сопро­вождающая эти обряды обстановка высочайшей торжественности и явного душевного подъема, в том числе, у посвящаемых, убере­гает нас от столь поспешного вывода.