Индукция – умозаключение, где мысль движется от частного знания к общему знанию.
Объективную основу индукции составляет диалектика общего и отдельного в самой действительности: отдельное не существует вне общего, а общее – вне отдельного. Отдельное связано с другого рода отдельным через общее. Общее, в свою очередь, проявляется лишь в отдельном, через отдельное.
Познавательное значение индукции состоит в том, что она дает новое знание – в виде более или менее существенных обобщений отдельных фактов в результате эмпирических наблюдений, экспериментов и т. д.
Индуктивные умозаключения дают знания как достоверные, так и вероятные (правдоподобным). При этом степень вероятности здесь может быть самой различной – от маловероятных до почти достоверных.
Структура индукции:
посылки – исходные суждения, содержащие известные знания о единичных предметах или о части предметов некоторого класса явлений.
заключение – суждение, выведенное логическим путем из исходных. По своему характеру оно, главным образом, общее (хотя может быть и частным, о части предметов какого-либо класса), тогда как в дедукции оно может быть и частным, и единичным суждением.
логическая связь между посылками и заключением отражает объективную связь между отдельным и общим, причиной и следствием и т. д. и делает возможным перенос знания с отдельных предметов на классы или с одних, менее общих классов на другие, более общие.