Рулан Н. Указ. соч.С. 30.


52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки

с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, когда функции отдельных членов этих общностейпроявляются особенно четко. Вывод, ккоторому приходили исследователи,состоял в том,что уровень "нормативности" такназываемых примитивныхоб­ществ столь жевысок, как и у современных обществ, раз­личны лишь формы этой нормативности иее язык. Что же касается усвоения этой норматики отдельным человеком, то регламентированность жизни аборигенов доказывала четкое знание норм поведения практически каждым соплеменником-

Остановимся на идеях двух самых выдающихся ученых этой формации, остающихся и поныне признанными автори­тетами в мировой антропологии.

Франц Боас (1858—1942), начавший свою научную ка­рьеру в Германии, проведший годы у эскимосов Северной Америки и продолжавший дальнейшую исследовательскую деятельность в Америке, в Музее естественной истории в Нью-Йорке и в Колумбийском университете, был комплекс­ным антропологом; в сферу его научных интересов входила как физическая антропология, так и лингвистика, и этноло­гия (добавим, что его начальным образованием было физи­ко-математическое, затем он изучал географию и лингвисти­ку). Он начал с того, что отвергал все факты, традиционно входившие в научный оборот антропологии как недоказан­ные, а посему ведущие к ложным выводам. Более того, лич­ным примером он доказал, что если заново собрать этногра­фические данные в результате собственных полевых иссле­дований, то можно прийти к совершенно иным обобщениям, чем те, которые стали уже общим местом в науке'. В концеп­туальном плане он резко возражал против шаблонных схем в изучении отдельных народностей. Одним из первых в миро­вой науке он обосновал теорию культурного плюрализма,

' Методология проведения комплексных полевых антропологических ис­следований, разработанная Ф. Боасом, успешно применялась в тече­ние последующих десятилетий, в частности его ученицей М. Мид, из­вестной по переведенной у нас книге "Культура и мир детства" (М., 1988), посвященной формированию человеческой личности через обря­ды, ритуал, воспитание.


Глава 2. Традиции и современность в антропологии права 53

которая активно осваивается юристами-антропологами, сторон­никами правового плюрализма. Другая посылка антропологи­ческой теории Ф. Боаса — необходимость изучать культуру как систему, как целостность взаимосвязанных элементов, поскольку каждая культура имеет свой уникальный путь развития, хотя и испытывает воздействия извне. Язык, психология, эмоции человека формируются той культурной средой, в которую он погружен с детства. А поскольку каждая культура может быть понята лишь как историческое явление, то и все проявления этой культуры, включая обычаи и право, тоже историчны, так как несут на себе эту печать исторического развития. При этом культура необязательно развивается так, как считали класси­ческие эволюционисты, — от низших форм к высшим.

В отличие от многих других антропологов Ф. Боас не оставил научно-популярных или, по меньшей мере, доступ­ных пониманию неспециалистов работ'. Его публикации стро­го научны, каждый факт педантично выверен. Для Боаса не было "достойных" и "недостойных" объектов исследования. Он терроризировал своих ассистентов требованием знать язык того народа, который изучаешь, поскольку был убежден, что традиции народа невозможно глубоко понять через пе­реводчика. В лице Боаса ученый-теоретик и наблюдатель-ис­следователь наконец соединились воедино.

Бронислав Малиновский (1884—1942) — безусловно, одна из ярчайших звезд на небосклоне антропологии XX в. Как писал о нем Р. Редфилд, "никто из авторов нашего времени не сделал больше Бронислава Малиновского для сведения воедино теплой реальности человеческой жизни и холодных абстракций науки"2.

Все же укажем на основные работы этоговыдающегося ученого: Boas F. Indianische Sagen von der Nord-Pacifischen Kiiste Amerikas. Berlin, 1897;

The Social Organisation and Secret Societies of the Kwakiult Indians. Wash., 1895; Handbook o[ American Indian Languages, Wash., 1916; The Mind of Primitive Man. N. Y., 1940; Race, Language and Culture- N. Y., 1945. На русском языке о Ф. Боасе можно почитать: Аверкиева Ю. П. Франц Боас // Институт этнографии АН СССР: Краткие сообщения. Т. 1. М., 1946; Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997. С. 49—53.

Редфилд Р. Магия слова Бронислава Малиновского // Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. М., 1998.С. 10.


54 Часть I, Антропология права как отрасль правовой науки

По собственному признанию Малиновского, именно "Зо­лотая ветвь" Дж. Фрэзера, попавшая ему, студенту Краков­ского университета, в руки, побудила его серьезно занять­ся антропологией, что, впрочем, не помешало молодому уче­ному получить докторские степени по физике и философии. Первая мировая война застает его в Австралии, куда он приехал проводить полевые исследования. Как гражданин Австро-Венгрии он подвергается аресту, правда, недолго­му, и затем фактически высылается из Австралии в Новую Гвинею, где вплоть до 1918 г. проводит исследования быта туземцев и где задумывает серию работ, принесших ему мировую известность: "Балома: духи мертвых на Тробриан-ских островах" (1916), "Магия, наука и религия" (1925), "Миф в примитивной психологии" (1926), "Непристойность и миф" (в русском переводе: "Матрилинейный комплекс и миф", 1927), "Миф как драматическое развитие догмы" (опубликована в

1962 г.)1 и др.

Как видно из названий работ Б. Малиновского,их ос­новная тема — исследование функции мифа в так называе­мых примитивных обществах. Для Малиновского, как пишет один из исследователей его творчества Иван Стренски, ха­рактерно "видение мифа как части культуры в ее функцио­нальном, прагматическом измерении реализуемого, т. е- ви­дение мифа как составляющей деятельности, которая на практике решает определенные задачи конкретного чело­веческого сообщества"2, при этом мифы для Малиновского лишены какого-либо скрытого смысла, ибо возникают они в конкретной ситуации и продолжают существовать в конк­ретном контексте. Для юриста-антрополога идеи Б. Мали­новского ценны в том смысле, что помогают видеть в мифе отражение правопорядка, возникшего на ранних стадиях человеческого социума и продолжающего существовать в иных формах и поныне, — тема, к которой мы вернемся