56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием функционированияпрежде всего неевропейских правовых систем, разрушаясаму основу плоского нормативизма и застарелого евроцентризма в праве. Они продемонстрировали одновременно, что и в европейском праве при более внимательном рассмотрении можно обнаружить немало рудиментов древнего права, обычаев и мифологии, поразительно схожих с сохранившимися неевропейскими аналогами. Для них право — неотъемлемая часть человеческой культуры, а не невесть откуда взявшийся продукт воли господствующих классов или государства. Они убедительно доказали, что культурный плюрализм не разрушает универсальности мира, а наполняет его неповторимым многообразием. Значит, и право подвержено этой закономерности. Наконец — иэто наиболее важный вывод для правоведа — они развернули культуру к отдельному человеку, блестяще доказав, что жизнеспособна (т. е- способна выживать) только та культура, котораясозвучна внутреннему миру человека,его представлениям об окружающем мире и своем месте в нем.
Наш анализ идей, оказавших ощутимое влияние на формирование антропологии права, был бы неполным без упоминания вклада двух мощных научных школ, сформировавшихся к началу XX в., — психоанализа (прежде всего идеи 3. Фрейда и К. Г. Юнга), положившего началопсихоаналитической антропологии, развитой в трудах А. Адлера, В. Рейха, К. Хор-ни, Э. Фромма, и социологии (прежде всего школы О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма), ставшей основой новой дисциплины —социальной антропологии (М. Мосс, П. Бурдье, Э. Гофф-ман, Г. Лукач, Р. Редфилд, А. Ван Геннеп и др.). Однако тот отрадный факт, что большинство из этих авторов, в свое время спрятанных от советских читателей в спецхраны ревнителями целостности идеологии марксизма-ленинизма, наконец опубликованы, а их публикации сопровождаются, как правило, серьезными комментариями, избавляет от необходимости давать сейчас теоретические "наводки". К тому же, в следующих разделах мы будем говорить об этих авторах применительно к тому или иному сюжету. Ограничимся тем, что
Глава 2. Традиции и современность в антропологии права 57
отметим очевидный факт: антропологизация многих наук — этнологии, философии, социологии — опережала антропо-логизацию правоведения, пока и в нем не наступил если не "антропологический бум", то по меньшей мере "антропологический ренессанс".