Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия

Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало: что естьчеловек? Прогресстехники,belle epoque в искусстве, архитектуре,развитиеточных наук не могли помешать осознанию наиболее про­зорливыми мыслителями бесперспективности наращивания "позитивного знания" при игнорировании самого человека как первоисточника смысловых ценностейэтого мира. Мак­симилиан Волошин, в свое время прошедшийчерез увлече­ние антропософией, в свойственной ему формепоэтическо­го философствования выразил эту тревогу:

<...> Разум

Есть творчествонавыворот, и он[человек],Вспять исследилвсе звеньямирозданья.Разъял вселеннуюна вес и на число, Пророс сознанием до недр природы, Вник в вещество, впился как паразит В хребет земли неугасимой болью, К запретным тайнам подобралключи,Освободил заклепанных титанов, Построил им железные тела, Запряг в неимоверную работу:

Преобразилвесь мир,но несебя, Он заблудился в собственныхпещерах И стал рабомсвоих же гнусныхслуг.

(М- Волошин. Путями Каина, 6)

Шок двух мировых войн побудил многих творчески мыс­лящих деятелей науки и- культуры отправиться на поиски

*AIПPoп^>лoгия права»


58 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки

"подлинного бытия" человека, человеческих оснований все­го сущего1. Наконец, "проняло" и юристов: благодаря рабо­там антропологов стало очевидно, что правовое бытие чело­века может протекать и без острых конфликтов и противоре­чий, коими насыщена (и кормится этим) современная юриспруденция. Необходимо было найти ту нить, которая вывела бы современное право из кризисного состояния, о котором мы говорили выше.

Такой нитью стало соединение усилий специалистов двух наук, уже более ста лет тяготеющих друг к дру­гу, — этнологии и юриспруденции (примечательно, что с опозданием на полвека такая же тенденция наблюдается сей­час в становлении российской юридической антропологии). Семена, посеянные Ф. Боасом и Б. Малиновским, дали свои всходы...

Соединение воедино усилий этнологов-антропологов и юристов означало, что отныне юридическая антропология пой­дет именно по пути синтеза знаний, которые юриспруденция в силу особенностей своей методологии не в состоянии добыть • самостоятельно. На первых порах юридическая антропология развивалась в тени юридической этнологии, но с активизаци­ей юридико-антропологических исследований в 60—70-е гг. на материале развитых стран и по проблемам правовой системы этих стран (например, проблемам правовой социализации) "эк­зотический" налет на юридической антропологии постепенно исчезал и она приобретала все более самостоятельное состоя­ние, оставляя юридической этнологии собственное поле для исследований.

В разныхстранах антропологизация правоведения про­ходила по-разному. В Америке и Канаде правоведение ак­тивно использовало наработки психологов и социологов (осо­бенно бихевиористов) дляисследования взаимовлиянияраз­личных культур, поведенческих установок на правовуюкультуруразличных меньшинств и выработки рекоменда-

1 Проследить этотпоиск можно в глубокойпо содержанию(несмотря на одиозноеназвание — иначебы книга не вышла)работе: Буржуаз­ная философскаяантропология XX века / Отв. ред. Б. Т. Григорьян. М., 1986.


Глава 2, Традиции и современность в антропологии права 59

ций по их интеграции s основную (real american) правовую

культуру'.

В Великобритании, где проблема меньшинств не сто­яла так остро, акцент был сделан на совершенствовании правовых форм организации социальных систем и включе­нии в них всех социальных категорий граждан — факти­чески юристы обслуживали обширные социальные програм­мы правительства. По этому же пути двигалось правоведе­ние скандинавских стран.

Во Франции традиционно велик удельный вес теорети­ков-эссеистов в ущерб эмпирикам англосаксонской форма­ции; помимо наработок теоретических проблем юридической антропологии, в круг интересов французских юристов-антро­пологов входит изучение таких форм выражения правового бытия человека, как религия, мифология, устное фольклор­ное творчество, а также — что особенно ценно — обновле­ния методологии правовых антропологических исследований, где главным достижением стала школа структурной антропо­логии во главе с К. Леви-Стросом.

В странах, получивших независимость, со всей ост­ротой встала проблема снятия наиболее острых противо­речий между традиционным правом и унаследованным за­падным правом как публичным, так и гражданским, оста­ющимся непонятным и потому отторгаемым большинством

населения.

Не ставя перед собой задачу дать исчерпывающую кар­тину развития всех школ в современной юридической ант­ропологии, остановимся кратко на наиболее типичных и вли­ятельных — американской, британской, французской и ин­дийской.

' Рекомендуем обратиться к популярной(без ущербаее научности) книге:

Kluckhohn С. Mirror for Man. The Relation of Anthropology to Modern Life. N. Y.; Toronto, 1956 (русский перевод: Клакхон К. К. М. Указ. соч.). В ней читатель проследит основные этапы развития американской ан­тропологии и частично юридической антропологии, а главное, позна­комится с проблематикой исследований современной антропологии,ееметодологией и технологией — и все это в занимательной,нескучнойдля чтения форме.